Какие используются инструменты для рихтовки кузова

Ремонтные работы применительно к автомобильному кузову не обходятся без современного рихтовочного инструмента.

Будь то исправление незначительной деформации в условиях гаража или капитальное восстановление серьезных повреждений в мастерской – только специальное оборудование и расходники помогут качественно решить проблему.

На рынке инструмент для кузовного ремонта автомобилей представлен в широком ассортименте, как в наборах, так и в виде отдельных приспособлений.

Рихтовочный стенд — основа для ремонта

В условиях мастерских обязательным оснащением рабочей площадки является стенд или стапель. Это платформа, на которой размещается автомобиль, обеспечивая таким образом удобный доступ к рабочим поверхностям. Что касается непосредственного функционального назначения, то стенд позволяет путем силовой нагрузки исправлять серьезные деформации кузова.

Агрегат может иметь разные характеристики, главной из которых является максимальная нагрузка по массе. Средний стапель для кузовного ремонта принимает машины от 2 до 2,5 т. Это приемлемое значение для седанов и хэтчбеков.

Однако внедорожники и тем более микроавтобусы с такой платформой не отремонтировать. Для таких задач потребуется стенд грузоподъемностью от 3 т.

Отдельного внимания заслуживает и тип силового механизма, за счет которого и производится рабочее действие.

Тип привода стенда

Классические стапели предусматривают оснащение в виде гидравлических приводов, которые управляются ручным усилием.

То есть после фиксации автомобиля оператор нажимает на рукоятку и тем самым способствует вытягиванию кузова. Очевидно, что этот способ воздействия имеет ограничения, обусловленные физическими данными мастера.

Поэтому сегодня все чаще применяются пневмогидравлические приводы и автоматизированные механизмы.

Пневмогидравлика имеет ножное управление, которое за счет подключения компрессора увеличивает потенциал нагрузки. В свою очередь, автоматизированный стапель для кузовного ремонта и вовсе не предусматривает участия оператора в рабочем процессе.

От пользователя требуется лишь контроль операции через специальный пульт управления.

Для сравнения, если стандартные гидравлические стенды обеспечивают максимальное усилие в диапазоне 1-3 т, то пневмогидравлические и автоматизированные системы исправляют форму кузова под давлением до 10 т.

Оснащение стенда

Сама по себе платформа стапеля без функциональных органов мало чем поможет в процессе рихтовочных мероприятий. В перечень ее исполнительных агрегатов входят блоки вытяжки, стелы, домкраты, лебедки и другие устройства. Все они необходимы в определенных ситуациях.

Например, с помощью стелы осуществляется вытяжка верхних кузовных поверхностей. Без этого механизма не обойтись, если требуется работа с перевернувшимся автомобилем, у которого повредилась крыша.

И напротив, вытяжной блок эффективно работает с днищами. Требует подключения рабочих органов и процесс постановки машины на платформу.

В таких мероприятиях участвует лебедка, домкрат и захват для кузовных работ в виде тисков для порогов.

Важно подчеркнуть, что не только стенд подбирается под конкретные характеристики целевого автомобиля, но и функциональные агрегаты. Тот же домкрат с лебедкой имеют свои пределы по грузоподъемности, что необходимо учитывать.

Ручной рихтовочный инструмент

Если стапели относятся скорее к профессиональному оборудованию для рихтовки в условиях автомастерских, то ручные инструменты доступны и по цене, и по своим рабочим возможностям для рядового автолюбителя. Наиболее распространенным средством исправления мелких дефектов является молоток, который путем мелких простукиваний устраняет незначительные повреждения.

Но к его выбору стоит подходить ответственно, чтобы не усугубить проблему. Желательно иметь под рукой несколько молотков разных форм и обязательно модели с резиновыми подложками.

Не будет не лишним иметь на вооружении и гидравлический инструмент для кузовного ремонта, который представлен пневматическими растяжками и насосами. Это компактные устройства, которые требуют минимальных усилий со стороны исполнителя, но при этом эффективно воздействующие на деформированный участок.

Также в гараже следует предусмотреть группу слесарных инструментов, которые позволят выполнять вспомогательные задачи при работе с металлом кузова.

Состав универсального набора инструментов

Чтобы не искать по ассортиментам разных изготовителей отдельные приспособления для работы с кузовом, можно сказу приобрести готовый набор для правки поверхностей автомобиля.

В стандартный комплект обычно включаются те же гидравлические насосы, дополненные цилиндрами, переходниками и фигурными насадками. Для ударного действия предусматриваются специальные пластины.

Они также дополняют основное оборудование.

Профессиональный набор инструментов для кузовного ремонта, в свою очередь, будет включать стапели с полной комплектацией. В таких пакетах могут присутствовать и отдельные наборы для выполнения сварочных операций.

Расходные материалы и аксессуары

Рихтовка кузова лишь в редких случаях обходится без повреждения лакокрасочного покрытия.

Поэтому в рамках выполнения подобных мероприятий следует также применять средства зачистки, шлифовки и грунтовки открывшейся металлической поверхности.

Для таких нужд производители предлагают автомобильные защитные покрытия, благодаря которым поверхность не подвергается коррозии до момента, пока не будет выполнена капитальная покраска поврежденного участка.

Также следует учитывать, что инструмент для кузовного ремонта автомобилей гидравлического типа может предусматривать подключение компрессорной установки с переходниками и генератором. Об этом тоже стоит позаботиться заранее, подобрав оборудование специально под характеристики конкретного инструмента.

Нюансы выбора

Подбирать инструмент по назначению смысла нет. Ведь невозможно предугадать, как и с какой тяжестью возникнет повреждение. Рекомендуется иметь в гараже полный комплект средств восстановления кузова, который в принципе доступен для работы в конкретных условиях.

Основное же внимание в выборе стоит уделять производителю и характеристикам инструментов. К надежным изготовителям можно отнести компании Santool, Kraftool, Trommelberg и Matrix. Такой инструмент для кузовного ремонта автомобилей отличается качественными материалами, долговечностью и функциональностью. Стоит он тоже недешево, но зато не подведет при выполнении ответственных операций.

Что касается характеристик, то они должны соответствовать параметрам кузова целевого автомобиля. Учитывается толщина металла, размеры кузова, геометрическая конфигурация и т.д.

Заключение

Приступать к рихтовочным мероприятиям следует с четким пониманием задачи и техники ее выполнения. Часто бывает, что владельцы автомобилей обращаются в сервисные центры после неудачных попыток самостоятельного ремонта. В этом смысле важно понимать, как именно конкретный инструмент для кузовного ремонта автомобилей поможет устранить проблему.

Главное, определить изначально спектр повреждений, которые могут быть ликвидированы своими руками. Как правило, это небольшие деформации, с которыми можно справиться рихтовочными наборами для домашнего применения. Но серьезные повреждения желательно доверять сотрудникам мастерских, оснащенных более эффективным и производительным оборудованием для ремонта.

Источник: https://www.syl.ru/article/344714/instrument-dlya-kuzovnogo-remonta-avtomobiley-rihtovochnyiy-instrument

Правка металла

В ходе обработки, хранения или эксплуатации металлические детали и заготовки могут терять первоначальную форму.

Правка металла

Для выполнения последующих операций, соблюдения размеров и формы готового изделия важно, чтобы конфигурация и размеры заготовки совпадали с проектными значениями. Этого достигают промежуточно-подготовительной операцией правки металла. Операцию проводят на холодной детали либо нагревают ее с целью пластичности.

Листовая заготовка может помяться, имеющая цилиндрическую форму — искривиться. Валы и оси могут погнуться.

Что такое правка металла?

Процесс возвращения металлической заготовке исходной формы называется правкой металла. Дефекты бывают следующие:

  • Волна.
  • Вмятина.
  • Выпуклость.

А также некоторые другие.

Виды правки металла

Операция подразделяется на два подвида:

Ручная правка и рихтовка металла применяется в домашних мастерских и при изготовлении уникальных изделий. Набор инструмента несложен, но требуется высокая квалификация рабочего — правильщика.

Ручная правка металла

Машинная правка используется в промышленности. Оборудование массивное и сложное, но обладает высокой производительностью и возможностями автоматизации процесса. Кроме того, операцию машинной правки часто совмещают с гибкой и нарезкой листовых заготовок, включая ее в состав единого технологического комплекса.

Машинная правка металла

Операцию можно осуществлять при комнатной температуре. Работа при температуре 0С и ниже недопустима — материал теряет пластичность и становится хрупким. Иногда заготовку приходится нагревать до 140-400С, чтобы повысить пластичность.

Правка листового металла

От вида дефекта зависит и сложность операции правки листового металла.

Наиболее сложные случаи – это комбинация разных видов дефектов, например, волнистость края и выпуклость в центре листа одновременно.

Выпуклость

Выпуклость правят ударами по окружности, начиная от внешней стороны дефекта и постепенно уменьшая радиус окружности, продвигаясь от края к центру дефекта. Сила ударов становится меньше, а частота — возрастает.

Если на заготовке не одна выпуклость, их следует объединить в одну большую. Бить следует между локальными дефектами, добиваясь их объединения, после чего действовать, как описано выше.

Волнообразность краев

Правка листового металла с волнистыми краями проводится начиная с краев листа и постепенно продвигаясь к его центру. После растяжения заготовки в середине волнистость краев разглаживается.

Тонкие листы

Заготовки малой толщины не поддаются правке бойками из-за высокой вероятности образования разрывов и заломов.

Для правки тонколистового металла используют протяженные поверхности металлических или деревянных брусков-гладилок. Заготовку разглаживают с разных сторон, постепенно усиливая нажим.

Правка полосового металла, изогнутого в плоскости

Относится к категории несложных. Полосу размещают выгнутой стороной кверху. Удары направляют в самые выступающие участки. С уменьшением дефектов удары следует ослаблять.

Периодически надо переворачивать полосу, чтобы не возникла выпуклость в другую сторону. При наличии нескольких выпуклостей в начале следует выправить концы полосы, а потом переходить к середине.

Правка закаленного металла (рихтовка)

Мягкие бойки для рихтовки не применяют. Их делают из высокопрочного сплава и придают округлую форму или скругляют острую сторону.

Чтобы выправить закаленный металл, удары направляют по вогнутому участку детали. С растяжением материала на вогнутой стороне заготовка будет распрямляться. Операцию проводят на имеющей полусферическую форму рихтовочной бабке, по которой деталь постепенно передвигают вверх и вниз.

Чтобы выправить закаленный угольник с нарушением прямого угла, разработано два приема. Если угол превратился в острый, удары направляют возле внутреннего угла. Если же угол превратился в тупой, удары направляют в зону у вершины внешнего угла. Материал в зоне воздействия растягивается и прямой угол восстанавливается.

Правка круглого металла

Способ аналогичен работе с полосой. Неровности маркируются мелом, заготовка располагается выпуклостью вверх. Удары направляются от периферии дефекта к его центру.

Когда основной дефект откорректирован, снижают мощность ударов и поворачивают деталь вокруг продольной оси, во избежание деформации в другую сторону. Тем же способом правится квадратный и прямоугольный прокат.

Правка металла, скрученного по спирали

Здесь применяют способ раскручивания. Один конец спирали фиксируют в закрепленных на правильной плите тисках, другой — в ручной струбцине.

Читайте также:  Покрытие plasti dip: описание автомобильного средства

После частичного раскручивания спирали ее прижимают к плите и правят, как круглый прокат, определяя кривизну на просвет.

Основные способы правки металла

На выбор способа влияет характер и площадь сечения, марка и вид сплава, размеры дефекта относительно общего размера изделия.

В зависимости от метода приложения напряжений в металлических заготовках, различают три способа правки металла:

  • изгибом в холодном состоянии;
  • растяжением в холодном состоянии;
  • местный нагрев.

Правка металла вытягиванием

Для каких целей применяют правку металла

Конфигурация детали может быть нарушена в ходе ее первичной обработки, транспортировки или хранения. Такие заготовки непригодны для дальнейшего использования, но не являются невозвратным, окончательным браком. Правку металла используют с целью возвращения заготовке формы, определенной конструкторско-технологической документацией.

Иногда с целью снижения себестоимости продукции предприятие намеренно приобретает заготовки ненадлежащей формы, в этом случае операция включается в технологический процесс.

Плановая правка металла может также быть включена в техпроцесс после операций по термической обработке, вызывающих изменение формы детали.

В противном случае работа будет внеплановой, и стоимость ее входит в незапланированные убытки.

Оборудование для правки

Основа любого набора инструментов — это правильная плита. Она должна быть идеально ровной, массивной и устойчивой, для чего ее отливают из ударопрочного чугуна или стали, для упрочнения конструкции снабжают продольными и поперечными ребрами жесткости. Устанавливают их на массивное бетонное основание.

Молотки для правки должны быть мягче, чем материал заготовки. Поэтому их снабжают деревянными или резиновыми бойками. Для работы со стальными листами используют молотки с мягкими бойками из меди или свинца.

Боек должен иметь закругленную форму. Боек квадратной формы не годится, так как он будет оставлять на листовой заготовке характерные следы — забоины.

Масса плиты должна относиться к массе молотка примерно как 100:1.

Для работы с листовой заготовкой применяют также подкладочную плиту из плотной резины, со сформированным на ней большим количеством бугорков одинаковой высоты. Под ударами металл сам находит свое место, и производительность процесса заметно возрастает по сравнению с голой стальной правильной плитой.

Для работы с тонкими листами применяется специальная оснастка — гладилки и поддержки. Для работы с закаленными деталями применяют цилиндрические или полусферические правильные бабки.

На предприятиях применяют специальные механизированные правильные комплексы с механической подачей листа и автоматизированным исправлением дефектов. В одних заготовку протягивают между массивными вращающимися валками, вращающимися в противоположные стороны. В других операция происходит на правильной плите путем опускания широкого пресса.

Источник: http://StankiExpert.ru/spravochnik/obrabotka-davleniem/pravka-metalla.html

Операции правки и рихтовки металла, приспособления и инструменты, используемые при правке

В результате изгиба или коробления металла одни его слои вытягиваются, другие сжимаются, поперечное сечение поворачивается. Для восстановления первоначального состояния металла необходимо растянутые слои сжать, сжатые растянуть.

Правка и рихтовка-операции по выправке металла, заготовок и деталей, имеющих вмятины, выпучины, волнистость, коробления и искривления. Отличаются они приемами выполнения и применяемыми инструментами и приспособлениями. Правку проводят в холодном или горячем состоянии.

Она может быть ручной ( на правильной плите или наковальне) и машинной(на правильных вальцах или прессах). Правильная плита монолитная или с ребрами жесткости, изготавливаемая из стали или серого чугуна, должна быть достаточно массивной, с массой в 80…150 раз больше массы молотка размерами в мм: 400*400; 750*1000; 1000*1500; 1500*2000; 2000*2000; 1500*3000.

Устанавливают плиты на металлические или деревянные подставки, обеспечивающие устойчивость и горизонтальное положение.

Правку закаленных деталей называют рихтовкой и для нее используют рихтовальные бабки, изготавливаемые из стали с последующей закалкой с цилиндрической или сферической поверхностью рабочей части радиусом 150…200 мм (рисунок 3.1).

Рихтовальные бабки

Для правки применяют молотки из мягкого металла с круглым гладким полированным бойком, так как молотки с квадратным бойком оставляют следы в виде забоин; ( квадратов, углов), или киянки. При рихтовке применяют молотки с радиусным бойком массой 400… 500 г., изготовленные из стали У10.

Используют молотки со вставными пластинками из твердого сплава ВК8 или ВК6 и рабочей частью радиуса 0,05……0,1 мм. При правке деталей с окончательно обработанной поверхностью и деталей из цветных металлов применяют молотки со вставленными бойками из мягких металлов: меди, свинца или дерева.

Правка металла

Кривизну деталей проверяют на глаз или по зазору между плитой и уложенной на нее деталью. Края изогнутых частей деталей отмечают мелом.

Сила ударов должна быть соизмерима с кривизной и постепенно уменьшаться по мере перехода от наибольшего изгиба к наименьшему. Правка считается законченной, когда все неровности исчезают и деталь станет прямой.

Для предохранения рук от ударов и вибраций необходимо надевать рукавицы, прочно держать деталь на плите.

Правка полосового металла

На выпуклой стороне отмечают мелом границы изгибов, левой рукой в рукавице берут полосу, правой молоток, располагают полосу на правильной доске выпуклостью вверх, соприкасаясь с плитой в двух точках.

Удары наносят сначала по наиболее выпуклым местам, переворачивая полосу по мере выправления и регулируя силу ударов (чем больше искривление и толще полоса, тем сильнее удары). По мере выправления полосы силу ударов ослабевают и чаще переворачивают выправляемую полосу до полного выправления.

Нельзя наносить несколько ударов по одному и тому же месту во избежание образования новой выпуклости. При наличии нескольких выпуклостей сначала выправляют ближние к концам, а затем – расположенные в середине.

Если полосовой металл изогнут по ребру, то удары наносят носком ( не бойком) молотка поперек кромки вогнутости. Вогнутый край полосы удлиняется и полоса выравнивается.

Правка прутка

Пруток (до 12 мм в диаметре) укладывают на плиту или наковальню выпуклостью вверх.

Удары наносят по выпуклой части от краев к середине, регулируя силу ударов в зависимости от диаметра прутка и величины изгиба.

При выправлении изгиба силу ударов постоянно уменьшают и, поворачивая пруток вокруг оси, заканчивают правку легкими ударами. Правку короткого пруткового материала можно выполнять на призмах.

Правка листового металла

Листовой материал и заготовки из его могут иметь волнистую поверхность (рисунок 3.2 а) или с выпучинами (рисунок 3.2 б). На заготовке с волнистой поверхностью обводят мелом или графитовым карандашом волнистые участки. Заготовку кладут полностью на плиту так, чтобы ее края не свисали. Прижимая заготовку рукой, начинают правку.

Изогнутые заготовки из листового металла: а-волнистость, б-выпучина и схемы их правки (в,г)

Чтобы растянуть середину заготовки, удары молотком наносят от середины к краю, как указано кружками на рисунке 3.2 в, кружки меньших диаметров соответствуют ударам меньшей силы и более сильные удары наносят в середине, уменьшая их силу по мере приближения к краю заготовки. Следует избегать повторных ударов по одному месту во избежание образования трещин и наклепа.

При правке заготовок с выпучинами выявляют покоробленные участки, обводя их мелом или мягким графитовым карандашом. Заготовку кладут выпуклой частью вверх так, чтобы края ее не свешивались, а лежали полностью на опорной поверхности плиты. Сначала наносят один ряд ударов молотком вдоль ближайшего к выпуклости края.

Затем наносят удары по второму краю. После этого по первому краю наносят второй ряд ударов и переходят опять ко второму краю. Операцию поочередно повторяют, постепенно приближаясь к выпучине. Удары наносят, постепенно уменьшая их силу и увеличивая частоту.

Нельзя наносить удары по одному и тому же месту во избежание образования нового выпуклого участка.

При близко расположенных выпуклостях сначала наносят удары между ними, сводя их в одну большую выпуклость, а затем выравнивают поверхность по описанному выше способу.

Тонкий листовой металл правят легкими деревянными молотками-киянками, медными, латунными или свинцовыми молотками, а очень тонкие листы кладут на ровную плиту и выглаживают металлическими или деревянными брусками.

Рихтовка закаленных деталей

После закалки стальные детали иногда коробятся. Точность рихтовки может составлять 0,01…0,05 мм.

Рихтовку осуществляют специальными рихтовальными молотками, располагая деталь не на плоской плите, а на рихтовальной бабке, ударяя не по выпуклой, а по вогнутой стороне детали (рисунок 3.3 а).

При правке закаленного угольника, у которого после закалки изменился угол между полками, удары молотком наносят у вершины внутреннего угла, если угол α меньше 90˚, (рисунок 3.3 б), и у вершин наружного угла (рисунок 3.3 в), если угол α больше 90˚.

а-на рихтовальной бабке, б-угольника по внутреннему углу при α меньше 90˚, в угольника по наружному углу при α больше 90˚,где стрелками обозначены места нанесения ударов

Правка валов

Правку валов диаметром до 30 мм выполняют на ручных прессах. Вал укладывают на призмы изгибом вверх и осуществляют нажим на вершину изгиба с помощью пресса. Прогиб определяют также на ручном прессе с помощью часового индикатора.

Правку изогнутого вала можно производить наклепом но правильной плите (рисунок 3.4). Уложив изогнутый вал на плиту выпуклостью вниз, наносят частые удары (рисунок) небольшим молотком по поверхности вала.

После возникновения на поверхности наклепанного слоя просвет между валом и плитой исчезает.

Правка методом подогрева

Профильный металл (таврового и двутаврового сечений, уголки, швеллеры), пустотелые валы, трубы, толстую листовую сталь, поковки правят с нагревом изогнутого места (выпуклости) паяльной лампой или сварочной горелкой до вишнево-красного цвета, а окружающие выпуклость слои металла охлаждают сырым асбестом или мокрой ветошью.

Оборудование для правки

Ручная правка-малопроизводительная операция и на предприятиях применяют машинную правку, осуществляемую на правильных вальцах, прессах и специальных приспособлениях.

Гибочные вальцы бывают ручные и приводные. На трехвалковых гибочных вальцах правят заготовки прямые и изогнутые по радиусу, имеющие на поверхности выпучины и вмятины. Заготовки из листа толщиной до 3 мм правят на ручных, а толщиной до 4 мм на приводных трехвалковых гибочных вальцах.

Листогибочная трехвалковая машина имеет расположенные один над другим три валика, которые в зависимости от толщины заготовки можно удалять друг от друга или сближать.

Заготовку (лист или полосу) устанавливают между двумя передними валиками и вращая рукоятку по часовой стрелке пропускают заготовку между валиками несколько раз. Правка валов и угловой стали осуществляется на винтовых прессах, когда правка молотком не обеспечивает должного результата.

Читайте также:  Декоративное хромирование: особенности технологии

Один рабочий устанавливает, удерживает и контролирует выправляемую заготовку, а второй вращает маховик до тех пор, пока не осуществится правка, что определяют по просвету на поверочной плите.

Источник: https://lektsia.com/1x1e1d.html

Инструмент для рихтовки кузова авто — необходимый для работы набор

Основной ручной инструментарий для рихтовки можно разделить на следующие группы: ударные приспособления – молотки и киянки, поддержки и ложки различных типов, а также крючки и рычаги, служащие для вытягивания металла. При достаточном умении, можно изготовить почти весь рихтовочный инструмент своими руками.

Чуть особняком, в данном случае, стоит категория шлифовальных принадлежностей — напильники, абразивные материалы и электромеханическое оборудование.

Молотки и киянки для кузовных работ

Рихтовочные молотки обладают значительными отличиями от слесарных. Основной рабочий боек делается закругленным и тщательно полируется. Другая сторона часто имеет вид «клюва».

Комплект таких молотков совсем несложно изготовить самостоятельно. Тяжелый инструмент почти не применяется при рихтовке, обычно вес его всего 150-200 г.

При этом широко распространены молотки, сделанные из цветного металла либо сплавов (медные, латунные, алюминиевые), а также пластиковые и текстолитовые. Подобные бойки поверхность деформируют гораздо меньше. Если необходимо сохранить окрасочный слой кузова, используются резиновые молотки.

Есть 4 основных вида подобных инструментов:

  1. Молоток для выколотки (правки).
  2. Чеканочный аналог.
  3. Инерционный молот.
  4. Приспособление для загибания фланцев.

Правочные молоты являются основным инструментом для выколотки и окончательной рихтовки. Они обладают различной формой. Боек нужно тщательно насаживать на шейку ручки, чтобы он был абсолютно неподвижен. Шнека ручки не должна иметь заусенцев и трещин.

Не делайте ручку инструмента чрезмерно толстой, потому как он, вследствие удара, должен спружинивать. Рекомендуется, чтобы одна из сторон бойка была круглой, а противоположная – плоской и квадратной. Чеканочный молот обладает формой притупленного конуса. Его назначение — завершение выколотки.

Инерционные приспособления нужны для вытяжки труднодоступных дефектов, вследствие ударов их рабочей части по ограничителю-отбойнику. Необходимо иметь для работы набор подобных насадок. Фланцевый молоток обладает двумя оперениями, которые повернуты на 90°.

Что касается киянок. Их головки, как правило, делаются из твердого дерева, ручка — ясеневая. Обычная киянка круглой формы имеет цилиндрический боек. Сейчас такой инструмент делается и из резины, мягких металлов и сыромятной кожи.

Резиновые киянки со сменными бойками отлично подходят для рихтовки алюминия. Могут использоваться и при ремонте стали.

Поддержки, они же наковала (наковальни) и подкладные штампы

В большинстве случаев для рихтовки необходимы разнообразные поддержки. Это массивные металлические бруски, максимально подходящие по своей форме к тому месту кузова, которое нужно выправить. Желательно иметь комплект поддержек для различных участков, обладающих разными радиусами кривизны, толщиной, весом и размерами.

Как правило, рихтовочные наковальня и молоток — это неразлучная пара, которая размещается по разные стороны выправляемого участка. Чем тщательнее подобран по конфигурации подкладной штамп, тем быстрее и легче идет рабочий процесс.

Если у вас нет под рукой приобретенной либо изготовленной самостоятельно поддержки, то, в крайнем случае, можете применить в качестве таковой те предметы, которые есть у вас в хозяйстве. Это может быть большой молот, кувалда, топор, плита от старого утюга, кусок швеллера и пр.

Поверхность подобного импровизированного наковала надо тщательно зачистить и отполировать, от его состояния будет во многом зависеть, насколько заметными останутся неровности на кузовной поверхности авто после процесса рихтовки.

Ложки и ударные полотна

Ложки используются для вытягивания и выгибания металла авто. Их также можно применять вместо поддержек там, где доступ к обратной стороне кузова затруднен. Подбор этого инструмента зависит от изначальной формы выправляемой поверхности, удобности доступа и необходимых действий (выколотка или рихтовка).

  • Исправление крыши авто может осуществляться при помощи универсальной ложки, а не искривленной поддержки. Возможность применения подкладки для защиты лонжерона от местных повреждений и понижения давления в этом месте путем распределения вытягивающей силы у опоры, зависимо от зазора в этой области. Вытягивая ложку с постоянным усилием вверх, сопровождайте свои действия наружными ударами по буграм. Так вы восстановите изначальную форму металла.
  • Ложки для внутреннего рихтования. Дверцы автомашины имеют двойную структуру. Рихтовать их можно при помощи подобных кузовных ложек.Разобрав, положите дверцу на верстак, если его у вас нет, то на пол, и проложите под ней два достаточно высоких деревянных бруска. Это нужно для того, чтобы покрытие не царапалось, кроме этого – у вас появится пространство для движений при прикладывании силы к инструменту.После чернового выправления поверхности, можете перевернуть ложку так, чтобы, применяя молоток и технику подкладывания, осуществить рихтовку. Уровень свободы инструмента внутри дверцы зависит от степени изгибания участка, нуждающегося в обработке.Когда прямой доступ туда невозможен, используйте подкладочный штамп, имеющий длинную ручку. Если и это не получается сделать, просверлите в дверце (во внутренней панели) технологические отверстия. Они потом закроются при сборке внутренней обшивкой.
  • Вытягивающие ложки могут применяться, чтобы отделять внутренний каркас от внешних панелей, при их повреждении и сдавливании вместе. Инструмент вставляется меж каркасом и панелью, и перемещается вверх/вниз либо из стороны в сторону до того момента, пока детали не будут разделены.Лезвие приспособления можно при этом применять в качестве подкладного штампа, чтобы выправить внешнюю либо внутреннюю панели.
  • Легкие и упругие ударные ложки (ударные полотна) служат для удаления выступов. Такой инструмент для рихтовки кузова размещается на поверхности детали, затем по нему наносятся резкие удары при помощи молотка. Сила их распределяется полотном по поверхности всего повреждения.

Интенсивность ударов надо внимательно контролировать с тем, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие и саму поверхность металла. Ударные ложки не предназначены для вытягивания дефектов.

Крюки и рычаги

Крючки применяются тогда, когда под внешней обшивкой элемента кузова есть деталь, усиливающая конструкцию – короб, полка жёсткости, подштамповка. Крюк вставляется меж скрытой деталью и обшивкой, далее опирается спинкой на внутреннюю кузовную силовую часть.

Затем приспособление необходимо поворачивать за ручку, осторожно и постепенно вытягивая вмятину участок за участком клювиком. Подбирать крючок для конкретной работы очень просто – чем более тонок металл и меньше повреждение, тем тоньше надо брать инструмент.

Крючок можно сделать из металлического прутка, обладающего достаточной упругостью, сечением в 8-12 мм. Длина его может быть 30-50 см. Ручку в виде петли делайте такой, чтобы по мере необходимости в нее можно было вставить что-либо, играющее роль рычага. Чтобы клювик был более жестким, он заостряется и подвергается ковке.

Для выправления вмятин используются также разнообразные рычаги. Угол загиба их рабочей части может быть самым разным, поэтому после приобретения набора подобных приспособлений вы будете иметь возможность выправить вмятину, имеющую любую конфигурацию и размер.

Напильники

Рихтовочные напильники похожи на обыкновенные, но обладают крупной перекрестной, дугообразной либо диагональной насечками.

Сам инструмент тонкий, длинный и широкий, обычно он закрепляется в станке. Использовать это приспособление можно по-разному. При его помощи, возможно установить границы поврежденного участка. С этой целью достаточно провести им поперек и крест-накрест вмятины.

Также, такие инструменты для рихтовки авто применяются для выравнивания металла после его обработки молотками, вытягивания крюками, обработки припоем либо шпаклевкой.

Шлифовка

Как шлифовальное приспособление, очень часто применяется электродрель. С этой целью, в ее патрон зажимается стальной стержень, имеющий резьбу. На нем фиксируется диск, сделанный из твёрдой резины, который имеет толщину в 8-15 мм.

К диску прижимается круг, вырезанный из наждачной шкурки. Такое приспособление легко можно собрать самому. Резиновый, а также наждачный круг фиксируются на стержне при помощи двух гаек и шайб.

Также, вы можете применять башмачные шлифмашины, они особенно эффективны при выравнивании больших плоских площадей. Когда ни электродрели, ни шлифовальной машинки у вас под рукой нет, то возникает необходимость производить шлифовку вручную — при помощи листовой шкурки. Чтобы было удобно работать, можете натянуть ее на брусок из дерева либо отрезок жесткой резины.

Источник: http://car-avz.ru/glavnaya/kak-sdelat/16038-instrument-dlya-rikhtovki-kuzova-avto-neobkhodimyj-dlya-raboty-nabor

Перечень и количество инструмента для рихтовки пути гидравлическими приборами

Рихтовка пути

В плане путь должен содержаться без види­мых отклонений от прямого направления на прямых участках; с оди­наковыми стрелами изгиба — на кривых одного радиуса; с равномер­ным нарастанием стрел — на переходных кривых.

Натурное положение пути в плане характеризуется стрелами изги­ба рихтовочной рельсовой нити от хорды постоянной длины.

Рихтовка пути назначается по результатам анализа графика стрел натурной проверки состояния пути в плане путем визуального определения мест с откло­нениями пути от нормального положения.

Кроме этого, рихтовка является одной из составляющих комплексного технологического процесса выправки пути.

Рихтуют путь по одной и той же рельсовой нити: на кривых — по наружной (возвышенной); на прямых однопутных линиях — по пра­вой нити по счету километров (при содержании на прямом участке одной рельсовой нити с возвышением относительно другой — по пониженной нити); на двухпутных линиях – по междупутной нити.

Перед рихтовкой пути проверяют стыковые зазоры, а на бессты­ковом пути измеряют температуру рельсов.

Не допускается присту­пать к рихтовке, если на звеньевом пути имеется два и более подряд слитых зазора, а на бесстыковом пути температура рельсов превыша­ет допускаемую для данного вида рихтовки пути.

В случае наличия в стыках слитых зазоров до начала рихтовки должна быть произведена их регулировка.

Рихтовка пути производится либо путевой бригадой с применени­ем гидравлических приборов, либо с применением рихтовочных машин.

Рихтовка пути в кривых. Рихтовать путь в кривых сложнее чем в прямых.

Рихтовка прямых участков пути при небольших расстройст­вах производится без предварительных расчетов — на глаз, ориенти­руясь на видимую прямолинейность пути перед и за местом сдвижки пути.

Читайте также:  Что такое ремонт вмятин без покраски и его преимущества

При рихтовке же пути в кривой необходимо ориентироваться на кривизну пути, соответствующую радиусу данной кривой, опреде­лять которую на глаз не представляется возможным, особенно при наличии на кривой плавных (длиной более 30 м) отклонений пути в плане.

Поэтому в кривых, как правило, рихтуют путь на глаз только в местах коротких (длиной до 30 м) отступлений в плане (углов).

В других случаях кривые рихтуют совмещенным способом: в реперных точках, отстоящих одна от другой на 10 м, сдвигают путь по расчету, а в промежутках между этими точками — на глаз, если рихтовка ведется вручную, или способом сглаживания — при рихтовке пути машинами.

Целесообразность совмещенного способа рихтовки состо­ит в том, что сдвижка реперных точек по расчетным величинам обес­печивает постановку ее в заданное положение в среднем, но не обес­печивает необходимой плавности изменения кривизны, которая до­стигается дополнительной рихтовкой пути между реперными точка­ми. И, наоборот, рихтовка кривых по всей длине только на глаз или сглаживанием (без расчета величин сдвижек в реперных точках) улуч­шает плавность изменения кривизны, но не обеспечивает постановки кривой на заданную ось.

Необходимость рихтовки всей кривой или ее части тем или дру­гим способом устанавливается по результатам анализа стрел прогиба кривой.

Перед замером стрел на шейке рельса наружной нити кривой с внутренней стороны колеи, начиная с прямого участка (одна-две точки), наносят метки через каждые 10 м (половина хорды длиной 20 м, от которой измеряются стрелы). В качестве хорды используют капроновый шнур, оптические приборы ПРП, стрелографы, имею­щиеся на рихтовочных машинах, позволяющие непрерывно измерять и записывать стрелы на специальную ленту.

Затем производят расчет величин сдвижек пути в нанесенных точ­ках.

  Допускаемая скорость движения поездов км/ч Максимальная разность в стрелах изгиба в мм на круговых кривых в точках через 10м прирадиусах Предельные отступления в мм от равномерного нарастания стрел на переходных кривых
Более 650м 650м и менее
Более 70 + — 3
50 – 70 + — 4
Менее 50 + — 5

Стрелы изгиба круговых кривых

Радиус кривой в м Стрелы изгиба в мм при длине хорды в м Радиус кривой в м Стрелы изгиба в мм при длине хорды в м

Рихтовкой руководит бригадир пути. Если он уже имеет достаточ­ный опыт рихтовки, то определяет сдвижку пути на глаз, а бригадир, не имеющий опыта рихтовки или если он у него недостаточный, рихтует путь с применением оптического прибора.

При рихтовке на глаз бригадир пути отходит от группы монтеров пути, сдвигающих путь, на 40 — 50 м (а при пользовании биноклем — до 100 м) в сторону, противоположную направлению перемещения группы монтеров по ходу рихтовки; стоя над рельсом рихтовочной нити лицом в сторону рихтовки (рельс находится между его ног), он по рабочему канту рельса определяет место и порядок расстановки гидравлических приборов. Если это «угол», который может быть устранен за одну установку гидравлических приборов, то бригадир определяет место наибольшего отклонения пути, где уста­навливается средний прибор из находящихся на данной нити; осталь­ные приборы распределяются поровну с обеих сторон от среднего; если же неровность пути длинная и требует нескольких перестановок гидравлических приборов со сдвижкой пути в одну сторону, то бри­гадир пути в начале рихтовки и в последующих местах установки приборов определяет место крайнего из них (со своей стороны) и порядок расположения других приборов.

В обоих случаях после начала сдвижки пути бригадир определяет момент ее окончания. На прямом участке таким моментом является доведение сдвигаемого отрезка пути до общей прямолинейности с участком, просматриваемым бригадиром пути на длине до места сдвижки, а на кривой — до такой же кривизны, что и на отрихтованном участке кривой.

После окончания рихтовки кривых необходимо проверить путь по шаблону и уровню.

Перечень и количество инструмента для рихтовки пути гидравлическими приборами

Количество инструмента при численности
Наименование бригады, чел.
5-6 7-8 9-10
Гидравлический рихтовочный прибор
Лом остроконечный
Уровень
Вилы для щебня
Ключ гаечный для стыковых болтов
Молоток костыльный

Источник: https://poisk-ru.ru/s45293t8.html

Инструменты для рихтовки и вытяжки металла кузова автомобиля, рихтовочные молотки, инерционный молоток, вытяжки и растяжки

В далеких пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века арсенал для рихтовки кузова автомобиля выглядел очень внушительно и составлял десятки позиций. Виртуозные мастера могли практически «один в один» восстановить любую искореженную железяку. Почти не оставив вмятин.

Более того, народная молва утверждает, что во времена тотального дефицита кузовных деталей (и не только их), находились искусники, которые якобы могли изготовить новую кузовную деталь типа переднего крыла для двадцать первой «Волги» вручную из листового железа. Такая жизнь всех устраивала. Время тогда текло медленно, и его никто не считал.

То ли дело сейчас! Темп жизни вырос до такой степени, что время стало абсолютной ценностью. Это неизбежно привело к тому, что, как уже упоминалось, замену поврежденной детали стали предпочитать рихтовке.

Однако рихтовка никуда не делась и в ближайшее время никуда не денется. Просто уменьшился объем рихтовки в общем объеме ремонтных работ.

Поэтому арсенал инструментов, применяемых для рихтовки, выглядит значительно скромнее, чем в те далекие времена.

Рихтовочные молотки и поддержки

Для рихтовки (правки) металла применяются рихтовочные молотки и поддержки. Поддержки, или наковальни, имеют различную форму и размеры. Различной бывает и их рабочая поверхность. Или гладкая, почти полированная, или с насечкой. На фото ниже изображен набор рихтовочных молотков и наковален китайского производства.

Все детали отлиты из чугуна. По сравнению с набором профессионального рихтовщика, содержащем десятки позиций, он выглядит достаточно скромно. Но, на мой взгляд, этого набора вам будет вполне достаточно, если, конечно, вы не захотите стать виртуозом-рихтовщиком.

Молоток для рихтовки с бойком из цветного металла (меди или алюминия)

Применяется при чистовой рихтовке металла. Медный или алюминиевый молоток практически не растягивает и не мнет выправляемый металл.

Обратный или инерционный молоток для рихтовки и правки вмятин на кузовном металле

Применяется для рихтовки и при правке вмятин на кузовном металле в тех ситуациях, когда доступ к внутренней поверхности поврежденной панели затруднен или отсутствует вовсе. В этом случае металл вытягивают с помощью обратного, или инерционного молотка.

Он состоит из стержня В с упором А и скользящего бойка Б. При ударе бойка по упору вытягивающее усилие через стержень В и переходник Г передается кузовной панели. Стержень обратного молотка крепится к панели через переходник. В качестве переходника может использоваться металлическая пластина, крючок, саморез, болт, тонкий стержень, а также любой другой предмет, который вам подойдёт.

Самодельный обратный или инерционный молоток

Обратный молоток можно купить в магазине, но можно сделать и самому. На фото ниже изображен самодельный обратный молоток. Стержень сделан из отрезка стального прутка диаметром 10-12 мм и длиной около 600 мм.

В качестве упора использована гайка на «22», приваренная к одному концу стержня. Скользящий боек сделан из стального прутка диаметром 40 мм и длиной 150 мм.

В центре которого просверлено сквозное отверстие диаметром 12-14 мм.

Такой боек весит около 1 кг и представляет собой серьезное орудие. Там, где вес такого бойка будет недостаточным, применяется боек из стального прутка диаметром 60 мм и длиной 200 мм с таким же сверлением. Такой боек весит более 2 кг и представляет собой еще более грозную силу.

Обратным молотком можно не только рихтовать металл. Его можно также использовать и в качестве ударного съемника, используя соответствующие приспособления. Размеры деталей обратного молотка указаны ориентировочно и могут изменяться по вашему желанию.

Ручная вытяжка для рихтовки и правки вмятин на кузовном металле

Назначение ручной вытяжки такое же, как и у обратного молотка. Разница только в том, что молоток создает короткие и мощные усилия, а ручная вытяжка — плавные и «щадящие». Самодельная ручная вытяжка представляет собой ухватистую ручку, сделанную из обрезка полудюймовой водопроводной трубы длиной 200-250 ми, обмотанного изоляционной лентой, и приваренного к нему стержня.

Стержень (длина около 250 мм, толщина 5-6 мм) может заканчиваться также приваренным к нему крючком или саморезом. Ручная вытяжка применяется в тех случаях, когда правится тонкий, податливый металл. Тянуть металл можно сразу двумя ручными вытяжками, иногда это повышает эффективность работы. Размеры вытяжки указаны ориентировочно и могут изменяться по вашему желанию.

Растяжки механические и гидравлические для корректировки взаимного положения кузовных деталей

Растяжка — это силовой инструмент, изменяющий свою длину под действием механических или гидравлических усилий. Применяются в тех случаях, когда при ремонте кузова есть необходимость корректировать взаимное положение некоторых кузовных деталей. Например, положение средней стойки кузова по отношению к передней.

Механические растяжки применяются с незапамятных времен, имеют простую конструкцию, состоящую из резьбовой втулки и двух винтов с упорами. Механические растяжки не очень удобны в работе. Это объясняется тем, что такая растяжка для приведения в действие требует приложения больших физических усилий.

Гидравлические растяжки гораздо более «лояльны» к пользователю и позволяют работать с большим удобством. Они имеют больший рабочий ход и не требуют большой физической силы.

По принципу действия аналогичны гидравлическому домкрату.

Однако в отличие от обычного гидравлического домкрата, у растяжки ручной гидронасос и силовой гидроцилиндр разделены и соединяются между собой гибким шлангом высокого давления.

Главный недостаток такого инструмента — большая стоимость. Фирменная гидравлическая растяжка с набором приспособлений может стоить довольно дорого.

Однако наши китайские друзья в значительной степени устранили этот недостаток, выведя на рынок сравнительно недорогие гидравлические растяжки.

Основными критериями выбора гидравлических растяжек являются развиваемое гидроцилиндром усилие и количество дополнительных насадок.

Источник: https://auto.kombat.com.ua/instrumentyi-rihtovki-vyityazhki-metalla-kuzova-avtomobilya-rihtovochnyie/

Ссылка на основную публикацию