Ремонт алюминиевого кузова: лучшие средства от коррозии и методы восстановления корпуса

Кузовной ремонт: как избежать обмана в автомастерской?

Как ни печально, а случаев, когда в мастерской, куда автомобилист поставил свою машину для ремонта, искусственно накручивают цену или оказывают услуги некачественно, хватает на каждом шагу. Стоит рассмотреть наиболее часто встречающиеся способы обмана, а также то, как этого избежать.

Как вас пытаются обвести вокруг пальца?

  • В автосервисе могут отремонтировать деталь и поставить ее вместо того, чтобы установить новую. В результате вы имеете риск потерять не только в деньгах, но и в качестве.
  • Мастер может также настаивать на покупке новой запчасти вместо ремонта старой.
  • Завышение цены расходников. Так, например, клиенту может быть названа цена на краску, тонировку и т.д. в несколько раз больше, чем она есть на самом деле.
  • Проведение операций, нужды в которых не было, что также позволяет завысить цену на ремонт.
  • Установка дешевых реплик вместо оригинальных деталей.
  • Быстро проведенные работы, которые не отличаются качеством.

Конечно, видов обмана может быть больше, но названные выше способы встречаются чаще всего.

Избежать этого, тем не менее, вполне реально.

  1. Всегда спрашивайте заранее, какой объем работ планируется провести. Не стесняйтесь уточнять о целесообразности каждого действия.
  2. Заранее ознакомьтесь с деталями и расходниками, которые пойдут на ваш автомобиль, сообщите, что старые запчасти вам понадобится забрать.
  3. Требуйте гарантию в письменном виде на оказанные услуги. Срок ее действия – до одного года.
  4. Ознакомьтесь с автомастерской более детально. Проверьте, насколько функционально и технологично оборудование, понаблюдайте, как работают механики.
  5. При общении с сотрудником сервиса посмотрите, не пытаются ли искусственно взвинтить цену на ремонт уже при первом разговоре. Тщательные расспросы позволят понять, навязывают ли вам какую-либо услугу или она действительно необходима.
  6. Обратитесь в несколько автосервисов: в сравнении проще всего понять, куда обращаться можно, а куда лучше не стоит.

В этом сервисе клиенту не придется встретить описанные выше способы обмана или какие-либо другие. Надежность, гарантия качества, внимание к каждому заказчику и предельная точность – именно такими методами мы добиваемся увеличения числа наших клиентов, а не путем обмана. Ведь доверие клиента – это самое дорогое для нас!

Источник: http://kuzovnoy-spb.ru/kak-obmanyivayut-s-kuzovnyim-remontom/

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

  • Чтобы легче было ориентироваться в работе нашего сайта, мы подготовили ответы на вопросы, которые могут возникнуть у наших клиентов.
  • Какие сроки ремонта по покраске детали/полностью авто? Срок ремонта по покраске — 3 рабочих дня,
  • Покраска авто полностью — в зависимости от загрузки автосервиса.
  • Какие сроки по ремонту вы предоставляете?
    В зависимости от загрузки автосервиса

Оплата

  • Какие способы оплаты возможны?
    Вы можете оплатить услуги по покраске и ремонту наличными или по безналичному расчету в офисе нашей компании.
  • Возможна ли рассрочка/кредит?
    Возможности индивидуального сотрудничества мы можем обсудить по телефону 8 (3513) 24-24-40 или в нашем офисе по адресу: г. Миасс, Тургоякское шоссе, 5 (въезд через автосалон LADA).
  • Возможны ли скидки? По услугам окраски мы предоставляем следующие скидки: • при окраске 2-х деталей — скидка 5% • 3-х деталей — 7% • 4-х деталей — 10%.
  • Также, при полной покраске автомобиля цена будет ниже, чем при окрашивании отдельных деталей кузова.

Гарантии

  • Какие гарантии по услугам вы предоставляете? Мы предоставляем гарантии на все выполненные работы. • На кузовные работы — гарантия 1 год • На работы по покраске — 1 год
  • Свои недостатки мы устраним бесплатно.
  • Если результаты покраски будут неудовлетворительны, что делать? Будет ли заметен «разнотон»?
    В нашей покрасочной лаборатории  работают профессиональные колеровщицы, которые сумеют правильно подобрать оттенок именно Вашей краски. «Разнотона» после ремонта быть не должно. Если после покраски выяснятся неточности, мы осуществим подбор краски еще раз и перекрасим.
  • После локального ремонта видны ли ремонтные зоны, и, не отваливается ли материал? Квалификация наших специалистов и используемый нами высокотехнологичный качественный материл – это те условия, которые необходимы для выполнения ремонтных работ на самом высшем уровне. Есть ли гарантия на полировку?
  • При полировке восстанавливается блеск покрытия автомобиля. В дальнейшем качество полировки будет зависеть от условий эксплуатации.

После удаления вмятины возможно ли ее повторение?
Нет.

Услуги

  • Вы делаете полировку фар? 
    Да, делаем
  • Любые ли вмятины можно удалить беспокрасочным методом?
    Нет. Уточнить характер вмятины и необходимые работы можно только после осмотра «вживую».
  • Можно ли покрасить велосипед/мотоцикл?
    Да, мы поможем вам восстановить внешний вид вашего средства передвижения.
  • Расходные материалы необходимо предоставить свои или они входят в стоимость? По окраске все необходимые расходные материалы уже включены в стоимость окраски.

Источник: http://dupont74.ru/faq

Вопросы от клиентов и ответы на них

Разумеется, стоимость зависит от марки вашего авто, точнее от того, насколько дорогие запчасти к нему необходимы. Также значительную роль играет степень повреждения кузова или попросту объем работы, которую необходимо будет сделать специалистам в сервисе.

  • Также значимые аспекты при определении сервисом цены услуг это популярность СТО, в которое вы обратились.

Сколько может длиться кузовной ремонт при средней степени повреждения?

Процесс ремонта и восстановления автомобильной поверхности может занять неделю-две в мастерской. Если вы решили осуществить это самостоятельно, тогда придется уделить автомобилю где-то месяц внимания.

Должны ли сотрудники автосервиса помыть и почистить машину, если она была отдана им для починки кузова?

Так делают далеко не везде, а должны бы. Прежде чем машина вернется к своему законному владельцу, сотрудниками СТО она должна быть приведена в полагающий вид, даже если привезли ее не в самом чистом состоянии. Деньги за такую услугу, как правило, не берутся.

Может ли кузовной ремонт каким-то образом улучшить общее состояние авто или ухудшить его?

Ремонт кузова действительно содействует улучшению работы авто. Качественно сделанный ремонт кузова обеспечивает ходовые параметры, а также повышает безопасность вождения.

Насколько должен быть поврежден кузов, чтобы его невозможно было восстановить?

Конкретного определения нет. Просто в некоторых случаях количество вмятин и царапин превышает все нормы, тогда в мастерской вам сразу объявят — требуется замена кузова.

Как удалить царапины с поверхности кузова?

На сегодняшний день большой популярности приобрел знаменитый и известный почти всем маркер для удаления царапин с авто.

Но на самом деле не все так прекрасно и хотя мало понимающие в автомобильном деле женщины с радостью покупают такие «подарочки» своим мужьям, те не приходят в дикий восторг от такого презента, ведь уже после первой попытки исправить какую-то даже крошечную царапину понимают бесполезность такой покупки. Лучше всего обращаться к профессионалам.

Где чаще всего появляются повреждения после столкновения бампером?

Как ни странно, но на крыше. Поэтому если вы поймали ворону и зацепили чье-то авто передней частью своей машины, прежде всего осмотрите область столкновения, а потом проанализируйте состояние крыши, там могут появится трещины краски, которые в итоге прибавят общему процессу ремонту немало проблем и затруднительных моментов.

Что значит если при столкновении на красочном покрытии автомобиля лишь образовались трещины, а больше никаких повреждений не замечено?

В таком случае практически стопроцентная гарантия, что внутри авто тоже повреждено. Треснувшая в нескольких местах краска, которая непосредственно до момента столкновения была нормальной, практически всегда обозначает повреждение внутренних деталей машины.

Как произвести диагностику состояния кузова, не имея навыков и умений?

Ответ один — никак. Если не умеете анализировать состояние автомобиля и чинить его, то на ремонте кузова уж точно учиться не стоит. А уж если знаниями о ремонтных работах обладаете весьма глубокими, то диагностировать состояние авто все равно лучше доверьте профессионалам. Это обойдется совсем недорого, зато починка будет происходить более целенаправленно.

Визуальный осмотр — эффективный ли метод диагностики?

Разумеется, что нет. Простым осмотром в таком деле явно не обойтись. В некоторых автомастерских используется высокотехнологичное оборудование, чтобы максимально точно определить отклонение каждой детали и иметь возможность отремонтировать все до мелочей.

Преимущества ремонта в автосервиса — есть ли они?

  • Безусловно да. Давайте посчитаем минусы и плюсы, возможно так будет понятней. Из минусов в голову приходит лишь цена, конечно же это дороже, чем делать все самому, но теперь переходим к плюсам, которых, кстати, значительно больше.
  • Для начала стоит сказать о том, что ремонт будет выполнен профессионально, машина будет качественно отремонтирована и покрашена. По вашему желанию сотрудники мастерской могут дать рекомендации касательно, скажем, покраски вашей машины самостоятельно, так сказать на будущее.
  • А также к плюсам относится гарантия, которую выдают большинство сервисов. Гарантия ремонта длится от полугода до года.

Возможно ли отреставрировать деформированный кузов или нужно непременно менять его?

В некоторых случаях деформация может быть несущественной, тогда можно обойтись просто рихтованием и корректировкой повреждений, а уже потом осуществляется покраска. Во всех остальных случаях следует менять поверхность на новую.

Читайте также:  Особенности нанесения антигравия: как подготовить поверхность к нанесению материала

В случае замены кузова важно ли, чтобы детали были того же производителя, что и автомобиль, то есть оригинальными?

Особо острой необходимости в этом нет и если уж никак не получается найти именно таких деталей, можно взять другие от другой фирмы. Но желательно все же запчасти приобретать той же марки, то и машина. Тогда работа вашего четырехколесного друга будет более исправной.

Источник: http://kuzovnoy-samara.ru/voprosyi-otvetyi-klientov/

Ремонт аллюминиевых кузовов и кузовных деталей

  • Сегодня иметь автомобиль кузов, которого выполнен из алюминия, считается роскошью, даже не смотря на то, что данный метал довольно таки дешевый. Даже если взять два одинаковых автомобиля, но только с кузовами из разных материалов: стали и алюминия, более дорогим окажется тот, который выполнен с использованием именно алюминия.
  • Стоит так же сказать и том, что ремонт алюминиевого кузова обходиться дорого, так как работать с данным материалом очень сложно.
  • Производители автомобилей сегодня выпускают модели машин с полностью алюминиевым кузовом, к таким личным средствам передвижения относятся Peugeot 908, Audi A8, Jaguar XJ35 и многие другие.
  • Так же некоторые фирмы занимаются производством транспортных средств, в которых только некоторые детали (крышка багажника, капот, передняя панель или двери) выполнены из алюминия, ярким примером таких автомобилей являются Subaru Forester, Audi A6 и прочие.
  • Еще с самого детства практически все знают, как же определить какой материал сталь или алюминий применялся при изготовлении того или иного предмета. Чтобы точно определить материал нужно иметь всего лишь магнит. Он подносится к нужному предмету и если он сделан из стали, то магнит к нему сразу же прилипнет.
  • Если же магнит к предмету не прилипает, значит, при его изготовлении использовался алюминий. Стоит упомнить и о том, что у некоторых марок автомобилей некоторые детали могут быть изготовлены из пластика, в большинстве случаев из него выполняет передние крылья, и конечно же к нему магнит так же не будет прилипать.

Способы ремонта автомобильных кузовов из алюминия в принципе ничем не отличаются от ремонта прочих кузовов. К ним относятся: замена деталей, исправление геометрии, рихтовка вмятин, сварка.

Но и, конечно же, в каждом способе ремонта есть и свои особенности, которые напрямую связаны со специфическими свойствами материала, если говорить точнее то его сплавами, ведь для изготовления всех деталей кузовов применяют не чистый алюминий, а именно сплавы.

Вмятины в алюминиевых кузовах автомобилей выравниваются аналогично вмятинам на кузовах из стали. Для этого идут путем выбивания или же путем выдавливания. Только и здесь тоже есть свои особенности. При выравнивании поверхности стального кузова каждая вмятина исправляется от краев, передвигаясь постепенно к центру.

При рихтовке вмятин алюминиевых кузовах все работы проводятся с точностью до наоборот – выравнивание начинается с середины вмятины, с постепенным перемещение к краям.

Данная разница проведения выравнивания вмятин обусловлена тем что алюминий в отличии от металла более мягкий и соответственно не способен за собой втягивать близлежащую площадь.

Алюминий, а так же сплавы с использованием данного материала являются очень мягкими, намного мягче стали, но вот какая проблема, выравнивать вмятины на алюминиевых кузовах намного сложнее, чем на стальных. Многие могут удивиться, как такое может быть. Здесь все довольно просто – при изготовлении все детали из алюминия в обязательном порядке вынуждены проходить закалку.

Возьмем, к примеру, кузов автомобиля фирмы Audi, после того как он полностью изготовлен, он в течение 40 вынужден закаляться при температуре в 200 градусов по Цельсию.

Это же касается и отдельных деталей для кузовов этих автомобилей, правда говорить об этом с уверенностью можно только в том случае если это действительно оригинальные запчасти.

Учитывая это в тех случаях, когда на холодную вмятина никак не поддается исправлению место рихтовке можно попробовать нагреть градусов до 200. приступать к нагреву следующего места нуждающегося в исправлении можно только после того как остынет предыдущее.

При удалении вмятин на алюминиевом кузове невозможно использовать споттер, поэтому все детали рихтуются с внутренней стороны кузова. Перед тем как начать кузовной ремонт автомобиля мастера внимательно осматривают места вмятин и ищут доступ к ним с внутренней стороны.

Если после общего осмотра оказывается, что такового доступа не имеется приходиться менять всю деталь, на которой находится вмятина. Бывает, что рихтовать нужно плавные вмятины, то есть те, где нет резких растяжений.

В этих случаях на СТО могут применить вакуумную присоску, клей – расплав.

Алюминий – материал, который в отличие от стали быстро расклепывается. Исходя из этой особенности, при исправлении вмятин рекомендуется по возможности применять методы выдавливания.

При ремонте алюминиевых кузовов все инструменты, такие как лапки, подставки и молотки, должны быть изготовлены из дерева, пластика или же алюминия.

Прибегать к применению металлических инструментом следует в крайних случаях.

Источник: http://www.avto25.ru/news/other/2009/06/17/3573.html

Алюминий. Краткие сведения, применяемость при производстве кузовов Land Rover

«Являясь первым в мире внедорожником с полностью алюминиевым кузовом, новый Range Rover вывел возможности флагмана марки на новый уровень, став еще более роскошным и изысканным, более мощным и управляемым на всех типах дорог и значительно более экологичным. » — из пресс-релиза компании Land Rover о новом Range Rover 2013.

Впервые алюминий был открыт древними греками и римлянами. Они использовали соли алюминия в качестве протравки при окрашивании одежды, а также как вяжущее средство при открытом заживлении ран.

Алюминий является третьим элементом по количеству в земной коре, уступая лишь кислороду и кремнию. Среди металлических элементов он — самый распространенный, причем на него приходится 7.3% от общей массы коры Земли.

Из-за высокой способности алюминия вступать в соединения с кислородом, он не встречается в виде простого вещества, а только в виде соединений, включая оксиды и силикаты. В результате, большая часть алюминия обычно извлекается из породы, известной как боксит.
Технология получения алюминия из бокситов, известная как процесс Байера, не изменилась с 1889 г.

Для получения одной тонны глинозема требуется две-три тонны бокситов, а на получение одной тонны металлического алюминия уходит две тонны глинозема.

Основой химической реакции, необходимой для превращения глинозема в металлический алюминий, является прохождение постоянного тока через смесь криолита и глинозема. Данная технология известна под названием процесса Холла-Эру.Теперь металл готов к ковке, превращению в сплавы или штамповке для придания форм, необходимых для производства различных приборов.

Примеры основных областей использования — электроника, автомобили, самолеты, жестяные банки и множество других общеизвестных изделий.

История применения алюминия в Jaguar Land Rover

В компании Jaguar Land Rover применяют алюминий для производства автомобилей уже многие годы из-за больших преимуществ перед сталью:

  • Такой кузов несет с собой гораздо меньше кинетической энергии при столкновении, чем стальной каркас.
  • 85% материала кузова JLR подвергаются повторной переработке.

За счет применения до 50% алюминия вторичной переработки при изготовлении несущей конструкции кузова, компания сократит выбросы СОг на 3.3 тонны в сравнении с использованием алюминия, не являющегося продуктом вторичной переработки.

Данные кузова обеспечат экономию веса в пределах 40% — 65% в сравнении с традиционным каркасом из стали.

Общий выброс СО2 значительно уменьшился.

Алюминиевые сплавы

Алюминий в своем чистом виде является пластичным и имеет ограниченную область применения. Для создания различных конструкционных свойств в него добавляются легирующие элементы — медь, марганец, магний, цинк и кремний. Например, при добавлении в алюминий меди увеличивается его прочность и твердость, а при добавлении в алюминий марганца — коррозионная стойкость.

Алюминиевые сплавы определяются по Международной системе маркировки сплавов. Каждому типу алюминиевого сплава присвоен четырехзначный номер.
В приведенном ниже списке представлены все разнообразные серии сплавов и соответствующие им основные элементы.

1000 серия — алюминий чистотой 99%2000 серия — 1.9 — 6,8% меди 3000 серия — 0.3 -1,5% марганца4000 серия — 3,6-13,5% кремния 5000 серия — 0,5 — 5,5% магния6000 серия — 0,4 -1,7% магния и кремния 7000 серия — 1 — 8,2% цинка 8000 серия — литий.

При изготовлении каркасов кузова в Jaguar Land Rover используются сплавы из серий 5000 (нетермообрабатываемые) и 6000 (термообрабатываемые).
Обе эти серии алюминиевых сплавов могут быть в дальнейшем подразделены.

Магний — один из наиболее эффективных и часто используемых легирующих элементов для алюминия, и при этом является главным элементом в сплавах
5000 серии. При сочетании с магнием получается нетермообрабатываемый сплав с умеренной или высокой прочностью. Сплавы данной серии имеют высокую коррозионную стойкость, даже при использовании в морских условиях.

  • В сплавах 6000 серии применяются магний и кремний в различных пропорциях для получения силицида магния, который делает оба элемента термообрабатываемыми.
  • Основным сплавом из этой серии является 6111, один из самых многосторонних среди термообрабатываемых сплавов.
  • Магний-кремниевые (или магний-силицидные) сплавы отличаются хорошей способностью к срормоизменению и коррозионной стойкостью при высокой
    прочности.
Читайте также:  Подгонка и восстановление крыла Тойоты

Литье под высоким давлением

При создании алюминиевого кузова особую важность приобрело применение деталей, полученных литьем под высоким давлением (HPD).

Данная технология позволяет получать сложные формы для применения в области стоек/подвески, а также участков, подвергающихся высокому воздействию в случае столкновения.

Одним из потенциальных отрицательных аспектов при получении литья является риск образования пористости.

Пористость способна оказать крайне отрицательное влияние на усталостные характеристики литья, так что требуется уделять особое внимание, чтобы свести к минимуму улавливание газа в процессе изготовления.

Одним из способов борьбы с данным явлением является применение технологии HPD. Она подразумевает нагнетание расплавленного алюминия в литейную форму под значительным давлением.

За счет использования данной технологии пористость можно полностью исключить.

К другим преимуществам применения технологии HPD относятся следующие:

  • Литье деталей можно выполнять с толщиной стенок всего 2.3 мм.
  • Высокая точность размеров.
  • Получение гладких поверхностей.
  • Нет необходимости в механообработке, за исключением снятия заусенцев по кромке.
  • Производство становится быстрым и недорогим.

Процесс соединения — Оригинальные элементы

  • При изготовлении алюминиевого каркаса кузова используются заклепки серий 3000 — 4000. Данные заклепки называются самопроникающими (SPR) и не требуют изготовления отверстия в металле перед их установкой.
  • Данные заклепки изготавливают из борсодержащей стали и бывают самыми разными в зависимости от толщины или твердости пакета (стыка) на автомобиле.
  • SPR имеют специальное покрытие, которое не вызывает электрохимической коррозии.
  • Заклепочное соединение всегда применяется в сочетании с монтажным клеем, который наносится между соединяемыми панелями. После отвердевания клея суммарная  прочность между SPR и клеем будет выше, чем у сварной точки. В конструкции каркаса кузова также встречаются конструкционные вытяжные заклепки.

Процесс соединения в послепродажном обслуживании

Процесс ремонта при послепродажном обслуживании включает в себя применение самопроникающих заклепок, конструкционных вытяжных заклепок, монтажного клея и сварки металлическим электродом в инертном газе.

Сварочные технологии

Каждый специалист в этой области обязан уметь выполнять вертикальный, горизонтальный (нижний) сварной шов, потолочный сварнойшов встык и сварной шов внахлестку, а также пробочный сварной шов (электрозаклепку) в соответствии с требуемыми нормами сваркиJLR; по прохождении проверки специалист по работе с кузовными панелями получит свидетельство на право выполнения сварки MIG на изделиях JLR. К обязательным навыкам таких специалистов относятся следующие виды швов:

Защита от коррозии

Под действием атмосферных факторов алюминий образует слой оксида толщиной 0.1 мм. который выступает в качестве защиты металла от коррозии в большинстве условий. Защитная оксидная пленка имеет очень прочное соединение с поверхностью, и в случае повреждения она восстанавливается на воздухе
практически мгновенно, сохраняя очень высокий уровень защиты.

Хотя алюминий и является металлом с высокой химической активностью, в большинстве случаев его активность незаметна, благодаря естественной пленке,
предотвращающей реакцию алюминия с другими веществами.

Нитевидная коррозия

Нитевидная коррозия — одна из видов коррозии, которая возникает на алюминии только под поверхностными слоями, например, под краской. Она возникает благодаря некачественной подготовке и обработке поверхности перед нанесением покрытия во время ремонтной процедуры.

Нитевидная коррозия представляет собой тонкую нить, разрастающуюся вдоль панели под поверхностным слоем.

Кроме негативного эстетического эффекта, встречающегося наиболее часто, в неблагоприятных случаях нитевидная коррозия может привести к появлению деформации в виде узких трещин или отслаиванию покрытий.

Электрохимическая коррозия

Электрохимическая коррозия возникает в случае, когда два разнородных металла соприкасаются друг с другом в присутствии электролита.

Коррозии подвергается менее благородный металл (анод) из данной комбинации, в то время как благородный металл (катод) остается защищенным.

Апюминий подвергается быстрому разрушению, и в комбинации с другими металлами именно алюминий является менее благородным. Поэтому алюминий подвержен большему риску электрохимической коррозии, чем другие конструкционные материалы.

С учетом сказанного при выполнении любых работ одобренными кузовными цехами должны приниматься защитные меры по предотвращению возникновения электрохимической и нитевидной коррозии. Сюда можно отнести использование специализированных участков для работы с алюминием, применение отдельного оборудования и ручного инструмента исключительно для работ по алюминию.

Источник: http://www.LRservice.ru/landrover/watiscar/244-alyuminij-kratkie-svedeniya-primenyaemost-pri-proizvodstve-kuzovov-land-rover

Алюминиевый кузов: плюсы и минусы

  • Электромобиль с автопилотом – примерно так можно вкратце описать типичную машину условного 2030 года. Если не произойдет каких-то глобальных сломов трендов, то так оно и будет.
  • Но с одной оговоркой – этот электромобиль, скорее всего, будет еще и алюминиевым.
  • В этой статье вспомним все плюсы и минусы кузовов из крылатого металла и отследим, как он постепенно вытесняет сталь из автопромышленности.
  • Использование алюминия в производстве кузова кажется столь соблазнительной и новой технологией, что забывается, что родом она из первой половины двадцатого века.
  • Как конструктивный материал для авто его опробовали сразу, как только начали отказываться от дерева и кожи, причем именно с деревом он оказался настолько хорошо совместим, что на автомобилях Morgan подобная технология используется до сих пор.
  • Вот только большинство компаний, которые в тридцатые годы успели изготовить немало автомобилей с широким использованием алюминиевых деталей, в дальнейшем от легкого металла отказались. И причиной стал не только дефицит этого материала в годы Второй мировой.
  • Планам фантастов-футуристов о широком использовании алюминия в конструкции машин не суждено было сбыться. Во всяком случае, до нынешнего момента, когда что-то стало меняться.
  • Алюминий в металлической форме известен не так уж давно – его вывели только в конце XIX века, и он сразу стал цениться весьма высоко. И вовсе не из-за своей редкости, просто до открытия электролитического метода восстановления производство обходилось баснословно дорого, алюминий был дороже золота и платины.
  • Недаром весы, подаренные Менделееву после открытия периодического закона, содержали немало алюминиевых деталей, на тот момент это был поистине королевский подарок.
  • С 1855 по 1890 годы изготовили всего 200 тонн материала по методу Анри Этьена Сент-Клер Девиля, заключающемся в вытеснении алюминия металлическим натрием.
  • Уже к 1890 году цена упала в 30 раз, а к началу Первой мировой – более чем в сотню. А после тридцатых годов постоянно сохраняла примерный паритет с ценами на стальной прокат, будучи дороже в 3-4 раза. Дефицит тех или иных материалов периодически изменял это соотношение на небольшой срок, но тем не менее в среднем тонна алюминия всегда обходится минимум в три раза дороже обычной стали.
  • В итоге конструкции из алюминия имеют все шансы быть заметно легче, минимум на треть, но в отдельных случаях превосходство в массе деталей может быть больше, ведь алюминиевые детали имеют более высокую жесткость и заметно более технологичны в изготовлении. Для авиации это сущий подарок, ведь более прочные титановые сплавы куда дороже, и массовое производство попросту недоступно, а магниевые сплавы отличаются высокой коррозийной активностью и повышенной пожароопасностью.

Практика использования на земле

  • В массовом сознании алюминиевые кузова в основном ассоциируются с машинами марки Audi, хотя первая A8 в кузове D2 появилась лишь в 1994 году.
  • Это была одна из первых крупносерийных цельноалюминиевых машин, хотя изрядная доля крылатого металла была фирменной «фишкой» таких марок, как Land Rover и Aston Martin на протяжении десятков лет, не говоря уже о уже упомянутом Morgan, с его алюминием на деревянном каркасе. Все же реклама творит чудеса.
  • В первую очередь в новой технологии изготовления кузова подчеркивалась низкая масса и стойкость алюминиевых кузовов к коррозии. Иногда упоминались и другие преимущества алюминиевых конструкций: например, особенные акустические свойства кузовов и пассивная безопасность конструкций из объемной штамповки и литья.
  • Список машин, в которых алюминиевые детали составляют не менее 60% массы кузова (не путать с полной массой машины), довольно велик. В первую очередь известны модели Audi, A2, A8, R8 и родственная R8 Lamborghini Gallardo.
  • Менее очевидны Ferrari F430, F360, 612, последние поколения Jaguar XJ X350-X351, XJR, XF, XE и F-Pace. Ценители настоящих спортивных машин вспомнят Lotus Elise, а также соплатформенные Opel Speedster и Tesla Roadster.
  • Особенно дотошные читатели припомнят Honda NSX, Spyker и даже Mercedes SLS.
  • Часто ошибочно к числу алюминиевых относят современные Land Rover, Range Rover, BMW последних серий и некоторые другие премиум-модели, но там общая доля алюминиевых деталей не так уж велика, а каркас кузова по-прежнему из сталей – обычных и высокой прочности. Цельноалюминиевых машин немного, и большая часть из них – это сравнительно малосерийные конструкции.
Читайте также:  Свойства и отличия жидкого стекла и керамики

Казалось бы, можно выиграть на массе, а разница в цене материалов не так уж критична на фоне других составляющих стоимости дорогой машины. Тонна «крылатого» стоит сейчас 1 600 долларов – это не так уж много, особенно для премиальной машины. Всему есть объяснения. Правда, для понимания вопроса опять придется немного углубиться в прошлое.

Как алюминий проиграл пластику и стали

Восьмидесятые годы двадцатого века войдут в историю автомобилестроения как время, когда сформировались основные бренды на мировом рынке и создалось соотношение сил, которое мало изменилось и по сей день.

Новой крови с тех пор добавили автомобильному рынку лишь китайские компании, в остальном же именно тогда появились основные тренды, классы и тенденции в автомобилестроении.

Тогда же наметился перелом в использовании в конструкции машины альтернативных материалов, помимо стали и чугуна.

Выбор авто

  • Дебют в представительском классе Кажется невероятным, но Audi не так уж давно является признанной премиальной маркой. Еще в восьмидесятые годы попытки Audi реализовать наследие престижных предков в лице NSU смотрелись…
  • Благодарить за это стоит увеличившиеся ожидания по части долговечности машин, новые нормы по расходу топлива и пассивной безопасности. Ну и, традиционно, развитие технологий, которые все это позволили.
  • Робкие попытки использовать алюминий в узлах, отвечающих за пассивную безопасность, быстро закончились внедрением лишь простейших элементов в виде брусьев для сминаемых зон и декоративных элементов, которые в общей массе кузова составляли несколько процентов.
  • А вот сражение за конструкции самого кузова было безнадежно проиграно на тот момент. Победу однозначно одержали производители пластика. Простая технология изготовления крупных деталей из пластика изменила дизайн автомобилей в восьмидесятые.
  • Европейцы удивлялись технологичности и «продвинутости» Ford Sierra и VW Passat B3 с их развитым пластиковым обвесом.
  • Формы и материалы радиаторных решеток, бамперов и других элементов со временем стали соответствовать пластиковым деталям – нечто подобное просто немыслимо изготовить из стали или алюминия.
  • Тем временем конструкция кузовов машин оставалась традиционно стальной.
  • Задачу повышения прочности кузова и снижения массы выполнили переходом на более широкое использование сталей высокой прочности, их масса в составе кузова непрерывно увеличивалась, с нескольких процентов в конце семидесятых годов и до уверенных 20-40% к середине девяностых у передовых конструкций европейских марок и 10-15% у американских авто.
  • Проблемы с коррозией решили переходом на оцинкованный прокат и новые технологии окраски, которые позволили увеличить срок гарантии на кузов до 6-10 лет.
  • Алюминий же остался не у дел, его содержание в массе машины даже уменьшилось по сравнению с 60-ми годами – сыграл роль нефтяной кризис, когда дороже стали энергоносители, а значит и сам металл.
  • Где возможно, его заменил пластик, а где пластик не годился – снова сталь.
  • Проиграв битву за экстерьер, через десятилетие алюминий отыграл свое под капотом. В 90-е и 2000-е годы производители массово переходили на алюминиевые корпуса КПП и блоки цилиндров, а затем и детали подвески. Но это было только начало.
  • Падение цен на алюминий в девяностые годы удачно совпало с ужесточением требований к экономичности и экологичности машин.
  • Помимо уже упомянутых крупных узлов, алюминий прописался во множестве деталей и агрегатов машины, особенно имеющих отношение к пассивной безопасности – кронштейнах рулевого управления, балках-усилителях, опорах моторов… Пригодилась и его природная хрупкость, и широкий диапазон изменения вязкости, и низкая масса.
  • Дальше – больше, алюминий стал появляться и в конструкции кузова. Про цельноалюминиевые Audi A8 я рассказывал подробно, но и на более простых машинах стали появляться внешние панели из легкого металла.
  • В первую очередь это навесные панели, капот, передние крылья и двери на авто премиальных марок. Легкосплавными стали подрамники, брызговики и даже усилители. На современных BMW и Audi в передней части кузовов остался практически один алюминий и пластик.
  • Единственное, где позиции стали пока незыблемы – это силовые конструкции.

Про минусы и коррозию

Алюминий – это всегда сложности со сваркой и крепежом. Для соединения со стальными элементами подходят только клепка, болты и склейка, для соединения с другими алюминиевыми деталями – еще сварка и шурупы. Немногие примеры конструкций с использованием легкосплавных несущих элементов проявили себя весьма капризными в эксплуатации и отменно неудобными в восстановлении.

Выбор авто

  • Покупателям просто нравится сочетание комфорта и управляемости, которое недостижимо для машин классом ниже. Впрочем, возраст уже начинает брать свое, и все чаще машины попадают к тем, кто покупает «БМВ за недороха».
  • Так, алюминиевые чашки передней подвески на машинах BMW и лонжероны до сих пор имеют сложности с электрохимической коррозией в местах стыков и проблемы с восстановлением соединений после повреждений кузова.
  • Что касается коррозии алюминия, то бороться с ней даже сложнее, чем с коррозией стали. При более высокой химической активности его стойкость к окислению объясняется в основном образованием защитной пленки окислов на поверхности. А этот способ самозащиты в условиях соединения деталей из кучи разных сплавов оказался бесполезен.
  • Пока алюминий захватывал новые территории, технологии производства стального проката не стояли на месте. Стоимость высокопрочных сталей снижалась, появились массовые стали горячей штамповки, антикоррозийная защита пусть и с пробуксовками, тоже улучшалась.
  • Но алюминий все же наступает, и причины этого понятны всем, кто знаком с процессом штамповки и сварки стальных деталей. Да, более прочные стали позволяют облегчить кузов машины и сделать его крепче и жестче.
  • Обратная сторона медали – повышение стоимости самой стали, увеличение цены штамповки, рост цены сварки и сложности с ремонтом поврежденных деталей. Ничего не напоминает? Точно, это те самые проблемы, которые свойственны алюминиевым конструкциям от рождения.
  • Только у высокопрочной стали и традиционные «железные» сложности с коррозией никуда не исчезают.
  • Еще один минус – сложности рециклинга. В век, когда вещи становятся одноразовыми, о переработке задумываются все чаще и чаще. И высоколегированные стали в этом отношении – плохой пример.

Цена алюминия мало зависит от его марки, содержание в сплаве ценных присадок сравнительно невелико, а основные характеристики задаются содержанием кремния. При переплавке добавки хорошо извлекаются для дальнейшего использования.

К тому же сравнительно мягкий металл хорошо перерабатывается.

Компания Caparo Industries была основана в Англии в 1968 году Сараджем Полом, почти сразу после переезда его семьи из Индии. Специализацией Caparo стало сталелитейное производство. К 1990-м годам Пол, успешно.

А вот о высокопрочной стали подобного сказать нельзя. Пакет дорогих легирующих добавок при переработке неизбежно теряется. Более того, он загрязняет вторичное сырье и требует дополнительных расходов по его очистке. Цена на простые марки стали и высокопрочные различается в разы, и при повторном использовании железа вся эта разница будет утеряна.

Что дальше?

  • Судя по всему, нас ждет алюминиевое будущее. Как вы уже поняли, исходная стоимость сырья не играет сейчас такой роли, как технологичность и экологичность.
  • Набирающее силу «зеленое» лобби способно влиять на популярность алюминиевых машин еще множеством способов, от удачного пиара до уменьшенного сбора на утилизацию.
  • В итоге имидж премиальных брендов требует более широкого использования алюминия и популяризации технологий в массах, с максимальной выгодой для себя, разумеется.
  • Стальные конструкции остаются уделом дешевых производителей, но по мере удешевления алюминиевых технологий они, несомненно, тоже не устоят перед соблазном, тем более что теоретическое преимущество алюминия можно и даже нужно реализовать. Пока автопроизводители не пытаются форсировать этот переход – конструкции кузовов большинства машин содержат не больше 10-20% алюминия.
  • У традиционного стального кузовостроения впереди виднеется кузовостроительный тупик, избежать которого можно, только переломив тренды на всемерное упрочнение и облегчение конструкций.
  • Пока прогресс тормозит технологичность процессов сварки и наличие хорошо отлаженных производственных процессов, которые пока можно недорого адаптировать к новым маркам сталей.
  • Увеличить ток сварки, ввести точный контроль параметров, увеличить усилия сжатия, ввести сварку в инертных средах… Пока такие методы помогают, сталь останется основным элементом конструкции.

Перестраивать производство слишком дорого, глобальные изменения очень тяжелы для неповоротливого локомотива промышленности.

А что же стоимость владения автомобилем? Да, она растет, и будет расти дальше.

Как мы уже неоднократно говорили, современный автопром развитых стран заточен под быстрое обновление автопарка и состоятельного покупателя с доступом к дешевым кредитам под 2-3% годовых.

Про страны с реальной инфляцией 10-15% и зарплатами «среднего класса» в районе 1 000 долларов управленцы корпораций думают далеко не в первую очередь. Придется подстраиваться.

Источник: https://www.kolesa.ru/article/krylatyj-nastupaet-pochemu-kuzova-mashin-budushhego-budut-alyuminievymi-i-chem-eto-chrevato

Ссылка на основную публикацию