Аэрограф для нанесения рисунка на авто и выбор конструкции

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно сделать качественный аэрограф своими руками для нанесения рисунков на автомобиль.

Также рассмотрим схемы и методики сборки самодельных аэрографов с наглядными фотографиями и чертежами. В продаже можно встретить как профессиональные дорогие модели аэрографов от известных производителей, так и более дешевые модели для выполнения несложных работ.

Но можно сделать простейший аэрограф своими руками, что позволит значительно сэкономить средства и получить вполне неплохой инструмент для выполнения простых работ.

Родителем современной аэрографии, можно считать Эбнера Пилера, ювелира из штата Айова (США).

В 1879 году, он при помощи ложки, иглы от швейной машины, согнутой отвертки, старых паяльных трубок и гнутого металла, скрутив все это вместе на нескольких деревянных брусках, собрал первый аэрограф.

Соединив его с собственным запатентованным ручным воздушным компрессором, он назвал это устройство так: «распределитель краски» для живописи акварелью и других художественных целей.

В апреле 1882 г. компании Charles and Liberty Walkup выкупили права на это изобретение, заплатив $700, и инвестировали еще $150 в два новых опытных образца. Уже к августу они продали 63 «распределителя краски» Фотографическому конвенту в Индианаполисе. В 1884 г. была зарегистрирована компания Airbrush Manufacturing Company в Рокфорде, и началось настоящее развитие бизнеса, который распространился по всему миру.

В 1884 г. на Международной выставке в Нью-Орлеане была продемонстрирована новая конструкция Phoebe Walkup. Огромный успех этой модели стал хорошим трамплином для компании. Были открыты небольшие классы для обучения людей пользованию новым художественным инструментом. Однако спрос оказался настолько большим, что в 1888 г. была открыта «школа искусств штата Иллинойс» , чтобы разместить всех заинтересованных студентов.

Однако надо сказать, что большинство книг по аэрографии, где даны исторические ссылки, называют иную дату появления airbrush. В 1893 г. на «мировой ярмарке в Чикаго» Thayer and Chandler постарались оспорить права Walkup на название «Airbrush». Правды ради нужно отметить, что их конструкция больше напоминала современные аэрографы.

Разработчик Чарльз Бердик начал свои эксперименты, модифицируя существующую схему airbrush, намереваясь сделать его легче и более похожим на ручку. Считается, что именно Чарльз Бердик в 1893 г. зарегистрировал первый патент на устройство airbrush, подобное тому, которым пользуются сегодня.

По типу смешения потоков (воздушного и красочного):

  • Внешнего смешения. Это самый простой инструмента. Он предназначен для окрашивания больших поверхностей. Это может быть самодельный инструмент, сделанный из старого пылесоса или даже обычной шариковой ручки.
  • Внутреннего смешения. В этом случае смешение потоков происходит непосредственно внутри корпуса, который представлен в виде распыляющей головки.

По типу управления:

  • Одинарного действия. В этом случае управление инструментом осуществляется или по воздушному, или по красочному каналу. Самым экономичным в этой группе по праву считается аэрограф, управление которым происходит по воздушному каналу.
  • Двойного действия. Управление здесь происходит по обоим каналам. В этой группе выделяют еще два подвида: зависимого действия (автомат) и независимого действия (ручной).

Обучающее видео:

  • Независимого действия. Это механическая модель, процесс работы с которой является полностью контролируемым. По типу подачи краски и расположению красочной емкости:
  • С верхней подводкой эмали.
  • С нижней подводкой эмали.
  • С боковым расположением емкости с краской.
  • С подводкой краски под давлением.

Как сделать аэрограф своими руками

Многих интересует вопрос: «Можно ли самому собрать аэрограф в домашних условиях?». Сделать самодельный аэрограф достаточно просто, а также его изготовление не потребует никаких материальных затрат и не займет много свободного времени.

Для того, чтобы сделать простой аэрограф самому в домашних условиях, понадобится всего три вещи:

  • шариковая ручка;
  • винная пробка;
  • небольшая пустая стеклянная емкость, в которой и будет находиться краска. Готовим ручку для дальнейшей работы В первую очередь необходимо разобрать ручку, извлечь из нее стержень и выдуть из него всю пасту.

Для того, чтобы не выдувать пасту самостоятельно, подготовьте заранее шприц, разогрейте носик шприца зажигалкой и развальцуйте (расширьте) его обычной шпажкой.

Промывать пасту желательно спиртом, но можно и водой. Следите за тем, чтобы после промывания стержень был совершенно чистым.

Подготавливаем пробку

Из пробки необходимо вырезать небольшой уголок. Чтобы было более понятно, о чем сейчас идет речь, обратите, пожалуйста, внимание на схему. После этого, самостоятельно собираем аэрограф по рисункам. После того, как инструмент собран, проверяем его работу. В бутылку наливаем краску и дуем. Так, краска распыляется на любую поверхность, которую необходимо окрасить. Регулировка разбрызгивания осуществляется при помощи перемещения стержня и корпуса ручки, а также во многом зависит от давления воздуха, то есть от силы, с которой вы будете дуть.

Такой самодельной моделью аэрографа можно с легкостью покрасить любые детали в момент ремонта или при их реставрации.

Качество работы такого самодельного аэрографа будет напрямую зависеть от герметичности корпуса ручки, пробки и стержня. Как сделать аэрограф, который будет иметь длительный срок службы. Чтобы значительно увеличить срок эксплуатации самодельного аэрографа, желательно шариковую ручку заменить на более качественный материал, например, медные трубки.

Такой аэрограф имеет легкий вес, достаточно прост в использовании и самое главное – он позволяет ровно и качественно распределять красящий состав по всей окрашиваемой поверхности равномерным и однородным слоем.

Итак, мы попробуем создать самый простой и дешевый аэрограф (а если он у нас будет к тому-же и рабочим, будет конечно-же хорошо).

Для осуществления нехитрого плана, нам понадобиться:

  1. Шариковая ручка (желательно с пустым стержнем);
  2. Небольшой кусок пластика;
  3. Иголка;
  4. Клей + растворитель (любой).
  5. Насос (желательно ножной) + шланг от насоса.

Напрашивается простой, логичный вопрос: «и что, из этих вещей можно сделать аэрограф, и даже заработать на этом?». Таким-же логичным будет и ответ — да! Ведь, совсем не важно на чем Вы работаете, скорее более важным является итог Вашей работы.

Естественно, изучив данный урок до конца, и даже создав свой собственный аэрограф, вы не станете самым известным и успешным в этой области.

Но прочитав еще несколько уроков на тему создания и ведения бизнеса, а также сложив эти статьи в голове воедино — Вы вполне сможете зарабатывать на том, что называют Аэрографией (все будет совсем хорошо, если Вы организуете несколько друзей с художественными наклонностями Вам в помощь).

Но вернемся к нашим аэрографам, товарищи!

Итак, имея под рукой нужные детали, Мы приступаем к созданию аэрографа.Берём ручку и вынимаем из неё стержень. Вытаскиваем из стержня металлическую головку с шариком. Если стержень с чернилами, то после того, как вытащите головку, необходимо очистить стержень от чернил.

Для этого дуем в стержень до тех пор, пока все чернила не вытекут, после этого очищаем стержень растворителем. Далее из металлической головки надо с помощью иголки удалить шарик.

После удаления, металлическую головку необходимо промыть растворителем и вставить обратно в стержень;

Далее из куска пластика вырезаем две полоски шириной приблизительно 15 мм и длинной в пару сантиметров. Склеиваем эти полоски строго под углом 90 градусов и сверлим в одной из них отверстие под стержень, а в другой, отверстие под корпус ручки. Все отверстия должны быть на оси симметрии;

Теперь вставляем в одно отверстие стержень, а в другое корпус ручки. С помощью их перемещения добиваемся того, чтобы конец стержня немного перекрывал отверстие корпуса ручки.

Не стоит забывать о том, что Вы должны также иметь и емкость для краски (ну например удобную для руки баночку с крышкой). А для большего удобства можно сделать что-то вроде клапана подачи краски. Для этого необходимо в корпусе ручки просверлить отверстие диаметром около 3-х мм. При закрытии отверстия пальцем, воздух будет идти, как положено – через сопло, на конце стержня будет создаваться разряжение, и краска, поднимаясь по стержню, будет разбрызгиваться. Если же убрать палец с отверстия, то весь воздух будет проходить через него и никакого разбрызгивания не получится.

Ещё в качестве улучшения можно подобрать ручку из пластика, который не растворяется растворителем, в противном случае, корпус ручки придётся периодически менять.

Но самое главное в этом всем то, что Вы, немного дособразив, можете улучшить свой аэрограф! И даже на этом примитивном рисунке видно, как это сделать. Вот собственно и все, что касается создание аэрографа. В следующем уроке, поговорим о том, что можно красить (естественно поговорим с точки зрения денег и бизнеса Умельцы предлагают разные способы сборки аэрографов. Ниже предложено 2 способа изготовления этого инструмента своими руками. Можно изготовить простой аэрограф, используя обычную шариковую ручку.

Такой краскопульт позволяет нанести достаточно качественное покрытие, а иногда без такого инструмента просто не обойтись.

Для его изготовления вам понадобится:

  • шариковая ручка с пустым стержнем;
  • кусок пластика;
  • игла;
  • клей;
  • любой растворитель.

Этапы сборки аэрографа

Для сборки аэрографа лучше подобрать пластиковую ручку, которая не будет растворяться растворителем. Иначе корпус необходимо будет менять. Выньте из ручки стержень.

Вытащите металлический наконечник из стержня. Если стрежень заполнен чернилами, удалите их, подув в него, а затем промойте растворителем. Удалите из металлического наконечника шарик с помощью иглы. Промойте наконечник растворителем и вставьте в стержень.

  1. Из пластика вырежьте 2 полосы длиной 20 мм и шириной 15 мм. Склейте их между собой под углом 90° и просверлите отверстие для стрежня в одной из них и отверстие для корпуса ручки – в другой. Отверстия необходимо сверлить по оси симметрии.
  2. Вставьте стержень и корпус ручки в соответствующие отверстия. Перемещая эти полоски, сделайте так, чтобы конец стержня слегка перекрывал отверстие ручки.

Чтобы приступить к окрашиванию, нужно опустить в жидкую краску конец стержня и подуть в противоположный конец ручки.

Это самый простой способ окрашивания. Но можно аэрограф из ручки усовершенствовать, подключив к нему компрессор с ресивером. Это оборудование также можно сделать своими руками, например, использовав компрессор от старого холодильника. Если при покраске будет использоваться компрессор, то можно в самодельном аэрографе сделать примитивный клапан подачи краски. В ручке нужно просверлить отверстие, диаметр которого равен 3 мм. Закрывая и открывая отверстие пальцем, вы будете регулировать подачу воздуха. При закрытии отверстия воздух будет подаваться через сопло, а краска распыляться. При открытии отверстия воздух будет выходить через него, и распыления краски не произойдет.

Есть еще один способ, как можно изготовить аэрограф из подручных материалов. Такой инструмент обойдется вам дешевле фирменного не менее чем на 65%.

Для его изготовления вам понадобится:

  • медный стержень, внешний диаметр которого равен 3/32 дюйма, а длина равна 0,5 дюйма;
  • медный стержень, внутренний диаметр которого равен 3,32 дюйма, длина равна 1 дюйм;
  • цельнотянутая пневматическая трубка, длина которой равна 3/4 дюйма;
  • шланговый штуцер, резьба которого равна 1,8 дюйма;
  • штуцер с внутренней резьбой;
  • штуцер с наружной резьбой;
  • тройник;
  • медная трубка, внутренний диаметр которой равен 3/32 дюйма, длина равна 0,5 дюйма;
  • баночка или контейнер из пластика;
  • крышка для баночки;
  • медная трубка, внутренний диаметр которой равен 1/8 дюйма, а длина равна 3 дюйма;
  • пневматическая трубка, имеющая внутренний диаметр 1/8 дюйма и длину 3,5 дюйма;
  • угловой вентиль 90°;
  • тройник.

1 дюйм = 2,54 см. Порядковые номера деталей совпадают с номерами деталей на рис. 2, поэтому при сборке инструмента четко придерживайтесь схемы.

Рекомендации по сборке

Для модификации этого аэрографа необходимо приобрести еще 2 пневматические трубочки длиной 4 и 4,5 дюймов. Равномерно нагрейте середину детали № 3, вытяните ее и разрежьте. Вставьте в нее эти две пневматические трубки.

1. Аналогично нагрейте деталь под номером № 12 и согните ее под углом 135°.

Читайте также:  История возникновения технологии безпокрасочного ремонта вмятин, принцип и преимущества

2. Перед началом сборки аэрографа обмотайте все места соединений тефлоновой лентой.

3. Детали под № 8 и № 9 подсоединяйте в конце сборки аэрографа. В детали № 9 сделайте отверстие, которое будет идеально подходить под детали № 8 и № 12.

Для аэрографа, собранного по второму способу, обязательно потребуется компрессор, который можно также сделать самостоятельно. Для этого можно использовать рабочий компрессор от старого холодильника. Лучше всего для этого подойдет компрессор от импортного холодильника, поскольку такие компрессоры являются более экономичными, чем отечественные, и меньше шумят.

Предложенная ниже инструкция позволит собрать компрессор с ресивером и реле давления. При этом вам не придется прибегать к токарным и сварочным работам, и вы сможете максимально сократить свои финансовые расходы.

Рекомендации по сборке компрессора с ресивером

  1. Аккуратно извлеките компрессор из холодильника. При этом не перекусывайте и не разрезайте трубки во избежание попадания в компрессор металлической стружки. Демонтируйте реле.
  2. Соедините детали.
  3. Перед сборкой замените масло в компрессоре. Для этого нужно распаять трубку, слить отработанное масло и залить новое. После этого трубку нужно заглушить герметиком.
  4. К фанере болтами прикрутите компрессор, емкость для ресивера и пусковое реле.
  5. Соедините все компоненты, шланги, фильтры, влагомаслоотделитель. Один фильтр нужно установить на входной трубе, другой – между компрессором и ресивером. На входе установите обратный клапан и рядом с ним – реле включения.
  6. Все места соединений обрабатывайте силиконовым герметиком.

Что понадобится для сборки компрессора с ресивером

  • компрессор от холодильника;
  • емкость для ресивера (например, гидроаккумулятор водяного насоса объемом 24 л);
  • аварийный клапан с манометром;
  • обратный клапан, устанавливаемый на входе ресивера;
  • реле давления РДМ-5 с пределом давления 2,8 бар;
  • различные переходники и штуцеры для соединения деталей;
  • хомуты;
  • шланги;
  • силиконовый герметик;
  • 2 топливных фильтра;
  • влагомаслоотделитель с редуктором выходного давления;
  • фанера;
  • болты;

Источник: http://remontavto-moto-velo.blogspot.com/2016/09/blog-post_30.html

Как сделать из шприца и шариковой ручки аэрограф в домашних условиях своими руками

Аэрограф является прибором, с помощью которого можно окрашивать различные мелкие детали, наносить краску ровным слоем на различные поверхности, делать роспись автомобилей и рисовать картины на стенах при оформлении интерьеров.

Для росписи и рисования принято использовать профессиональное оборудование и инструмент, который стоит недешево. Поэтому, если у домашнего мастера возникает необходимость окрасить какие-либо мелкие детали или покрыть небольшую площадь краской, морилкой или лаком, то покупать заводской аэрограф нецелесообразно.

Его проще сделать самостоятельно из подручных средств, затратив на весь процесс минимум времени.

Выбор конструкции прибора

Прежде чем приступить к изготовлению прибора в домашних условиях, следует определиться, какая конструкция аэрографа нужна — с внешним смешиванием краски или внутренним.

Аэрографы внешнего смешивания имеют бачок с выходящей из него трубкой. Последняя расположена напротив трубки, через которую подается воздух. В результате, вытекающая из трубки бачка краска сдувается потоком воздуха.

В приборах без краскораспылителя краситель смешивается с воздухом внутри корпуса и выдувается через сопло.

Аэрограф из шприца и ручки с внутренним смешиванием краски

Чтобы сделать аэрограф своими руками, понадобятся такие элементы, как шприц, шариковая ручка (с пустым стержнем), система для переливания крови и клеевой пистолет. Процесс изготовления прибора без внешнего краскораспылителя выглядит следующим образом.

  1. Возьмите шариковую ручку и извлеките из нее стержень.
  2. Требуется убрать шарик из пишущей части (наконечника) стрежня. Чтобы это сделать, достаточно сделать несколько движений наконечником по наждачной бумаге, после чего шарик вывалится из него. Если в стержне имеются чернила, то сначала требуется отсоединить пишущую часть и выдуть их из трубки. Также рекомендуется промыть трубку водой или растворителем с использованием шприца.
  3. После излечения шарика наконечник следует хорошо отполировать и убрать заусенцы, как с наружи, так и внутри отверстия, зажав стержень в тисках.
  4. После полировки отсоедините наконечник от пластиковой трубки, использовав пассатижи.
  5. На следующем этапе потребуется проделать отверстие в боковой части наконечника. Это легко сделать треугольным надфилем.
  6. Проделав отверстие, уберите заусенцы вокруг отверстия и удалите мелкую стружку из внутренней части элемента, образовавшуюся в процессе стачивания.
  7. Вставьте наконечник в пластиковый стержень.
  8. Далее, следует отрезать небольшую часть корпуса ручки длиной 35 мм. Сделайте отметку в нужном месте и отпилите часть трубки с помощью ножовки по металлу.
  9. Зажмите отпиленную часть корпуса ручки в тиски в вертикальном положении.
  10. Сделайте с помощью треугольного надфиля пропил в торце трубки, как показано на следующем фото.
  11. Вставьте стержень в трубку и убедитесь, что пропил получился достаточной глубины. Отверстие в боковой части наконечника должно быть открытым.
  12. Теперь стержень можно укоротить, чтобы он имел длину вместе с наконечником около 40 мм.
  13. После укорачивания стержня до необходимой длины, в его пишущую часть потребуется вставить иглу.
  14. Поскольку игла от шприца слишком длинная, ее необходимо укоротить. Сделать это можно с помощью кусачек. Но после укорачивания место среза необходимо немного сточить, чтобы открылось отверстие в игле.
  15. Далее, укороченную иглу нужно вставить в боковое отверстие пишущей части стрежня.
  16. Для того, чтобы игла прошла через весь наконечник, ее необходимо немного согнуть.
  17. Вставьте согнутую иглу в боковое отверстие таким образом, чтобы она выходила из наконечника (сопла) на 1 мм и находилась строго по его центру.
  18. Далее, следует взять трубку от капельницы и подсоединить ее к стержню.
  19. Оденьте на капельницу зажим, подвинув его до самого корпуса ручки.
  20. Чтобы продолжить, потребуется сделать из верхней части корпуса ручки небольшую деталь. Отрежьте трубку в том месте, где находится резьба. Деталь должна иметь длину около 20 мм.
  21. В колпачке, имеющем внутреннюю резьбу, необходимо проделать отверстие.
  22. Накрутите колпачок на трубку.
  23. Оденьте собранные элементы на капельницу и подвиньте их до упора.
  24. На следующем этапе все элементы необходимо зафиксировать с помощью клеевого пистолета, то есть полностью собрать аэрограф.
  25. После затвердевания клея, подсоедините к игле шприц. В данном случае, он будет служить емкостью для краски. На этом изготовление аэрографа заканчивается.

Наберите краску в шприц и установите его на получившийся мини аэрограф. Отодвиньте колесико зажима в противоположном относительно шприца направлении (до упора), тем самым пережав трубку капельницы.

Свободный конец капельницы подсоедините к шлангу компрессора и произведите пробное распыление краски. Чтобы началось распыление, достаточно немного прокрутить колесико зажима вперед, чтобы по капельнице пошел воздух в направлении сопла.

После несложных экспериментов с давлением в системе и густотой краски, самодельный аэрограф будет готов к работе.

Совет! Не лишним будет сделать держатель аэрографа из обрезка пластовой бутылки и любой подставки (можно использовать компакт-диск).

В пластиковой бутылке нужно сделать вырезы, соответствующие форме аэрографа.

Аэрограф с наружным смешиванием краски из пробки и шариковой ручки

Проще всего сделать аэрограф самому, если его конструкция подразумевает наличие внешнего краскораспылителя, то есть при работе прибора будет происходить внешнее смешивание воздуха с краской.

Ниже предоставлен чертеж, по которому можно изготовить прибор для распыления краски буквально за несколько минут.

Аэрограф изготавливается следующим образом.

  1. Из шариковой ручки извлеките стержень и выдуйте из него чернила, предварительно сняв пишущую часть.
  2. Возьмите винную пробку и проведите через ее центр линию.
  3. Также следует прочертить 2 отрезка, начиная от предыдущей линии, по обеим сторонам пробки. Длина отрезков должна быть 15 мм.
  4. Соедините 2 вертикальные линии и вырежьте обведенную часть пробки, чтобы из нее получился уголок.
  5. Далее, отрежьте лишнюю часть пробки так, чтобы получилась подставка высотой 8-10 мм.
  6. Просверлите или проколите острым предметом отверстие в подставке, в которое будет вставляться стержень.
  7. Также просверлите отверстие подходящего диаметра под корпус шариковой ручки.
  8. Отрежьте небольшую часть подставки, как показано на следующем фото.
  9. Поскольку отверстие в корпусе ручки, через которое выходит пишущая часть стержня, имеет небольшой диаметр, то его нужно расширить до 2-3 мм с помощью наждачной бумаги.
  10. Подготовленный корпус ручки вставьте в уголок, сделанный из пробки.
  11. Также в нижнюю часть подставки вставьте стержень.
  12. Приложив стержень к емкости для краски, определите его длину (должен доходить до дна, но не касаться его).
  13. Отрежьте лишнюю часть стержня канцелярским ножом.
  14. В крышке от емкости для краски просверлите отверстие размером, соответствующим диаметру стержня от шариковой ручки.
  15. Нанесите на крышку клей с помощью клеевого пистолета, вставьте стержень в отверстие и зафиксируйте подставку в нужном положении.

Теперь можно заливать краску в емкость и пробовать красить. Если приспособление потребуется для покраски моделей и различных мелких деталей, то можно обойтись и без компрессора. Достаточно набрать в легкие побольше воздуха и дунуть в трубку.

Для нанесения фонов и покраски больших площадей к трубке можно подсоединить шланг от компрессора. При покраске больших площадей одним компрессором не обойтись. Потребуется к нему подсоединить ресивер для аэрографа, который обеспечит более стабильную работу последнего.

Ресивер можно изготовить из огнетушителя, пластиковой бутылки или из шины от автомобиля.

Как работает приспособление с установленным вместо корпуса шариковой ручки шприцем, можно узнать из этого видео.

Источник: http://Tehnika.expert/dlya-remonta/aerograf/samodelnyj-v-domashnih-usloviyah.html

Аэрограф своими руками — конструкция и изготовление

Аэрографом называется небольшой ручной пульверизатор, распыляющий краску практически на любую поверхность. Благодаря его маленькому размеру, распыление происходит тонкой полосой, поэтому им удобно делать рисунки с мелкими деталями. Он обычно свободно продается и стоит не очень дорого, но можно не тратить деньги, а сделать аэрограф своими руками.

Составляющие и принцип работы

Этот аппарат работает по принципу пневматического распыления: поток воздуха проходит через узкое отверстие под высоким давлением, образует струю и так распыляет краску. Состоит он из следующих частей:

  • вместилища для краски;
  • ресивера – емкости, предназначенной для скопления воздуха, необходимого для распыления;
  • компрессора – элемента, который усиливает давление воздуха, поступающего в ресивер;
  • регулировочного клапана и рычага, отвечающих за движение краски и воздуха;
  • сопла – регулятора объема струи краски;
  • иглы – регулятора ее подачи;
  • воздушного клапана, который отвечает за движение воздуха в сопло;
  • ручки.

Составляющие аэрографа

Не обязательным, но важным дополнением является подставка.

Ручной прибор для аэрографии по внешнему облику похож на авторучку, прикрепленную к банке. Механизм у него несложный, сделать его в домашних условиях вполне реально.

Самодельный аэрограф может быть с краскораспылителем и без него (в таком случае для распыления нужно дуть в сопло)

Задумываясь о вопросе, как сделать аэрограф своими руками, важно помнить, что вариант без распылителя более прост в изготовлении, но с распылителем легче работать.

Как собрать аппарат без распылителя

Потребуются:

  • одноразовый шприц, из которого нужно вынуть иглу и поршень и прикрепить его верх на флакон;
  • стержень от гелевой ручки;
  • флакон (емкостью 0,5 л);
  • нить как можно большей прочности;
  • скрепка;
  • скотч.

Изготавливать нужно по следующей схеме:

  • скрепку разогнуть до прямой, а потом согнуть под углом 90°;
  • связать одну сторону скрепки с иглой;
  • скотчем приклеить вторую сторону к корпусу возле отверстия для иглы;
  • установить ее кончиком в центре сопла (обязательное условие).

Чтобы пользоваться таким аэрографом, нужно развести краску, опустить иглу в емкость с ней и дунуть (желательно с большой силой).

Есть и другой вариант такого аппарата (с подставкой и без нее). Чтобы его сделать, нужно дополнительно взять отрезанный конусом кусок стержня шариковой ручки и клей. Действия для изготовления этой модели:

  • срезать конец иглы, а оставшуюся часть макнуть в клей и воткнуть в стержень, только с тем условием, чтобы кончик обязательно торчал;
  • сделать в крышке отверстия, чтобы туда поступал воздух.
Читайте также:  Обзор сабельных пил: как правильно выбрать инструмент?

Самодельный аэрограф можно изготовить и при помощи одной ручки, пробки от винной бутылки, маленькой банки или флакона и клея:

  • очистить стержень от чернил;
  • сделать в пробке два надреза в противоположных направлениях;
  • просверлить отверстие для стержня, который будет расположен там по центру, и еще одно перпендикулярное;
  • сделать сопло: вставить стержень в одно отверстие, корпус – во второе, в крышке баночки проделать отверстие по диаметру стержня и просунуть деталь в нее;
  • зафиксировать клеем или герметиком.

Чтобы он был автоматическим, рекомендуется присоединить к компрессору трубки от капельницы. Для более удобной работы можно обзавестись подставкой.

Изготовление с распылителем

Многие любители самодельных устройств задаются вопросом, как сделать аэрограф с краскораспылителем, так как он удобнее. Это несколько сложнее, но тоже вполне возможно. Для него понадобятся:

  • 3 шариковых и 2 гелевых ручки;
  • карандаш;
  • баллончик из-под дезодоранта;
  • проволока;
  • ниппель;
  • 2 болта диаметром 3 мм;
  • столько же иголок;
  • клей.

Изготовление аэрографа такого типа включает в себя несколько этапов.

Собирание патрона и фиксатора иголки:

  1. Из стержня автоматической ручки вынуть поршень, опустить пружину.
  2. Просверлить отверстие в стержне ручки (гелевой) и вставить маленький болт под углом 90°.
  3. В шариковой ручке сделать 2 отверстия.
  4. Согнуть проволоку до упора триггера и вставить в корпус.
  5. Нагреть иглу такого же диаметра и вставить туда же.
  6. Четырьмя отрезками проволоки (по 6 см каждый), согнутыми под 90°, закрепить конструкцию.
  7. Вставить корпус с иглой в краскопульт (длина используемого для этого стержня должна быть такой, чтобы он упирался в согнутую проволоку, а пружина была сжата).
  8. Склеить детали.

Следующий этап – изготовление воздушного клапана: с помощью пустого шприца (из которого удален поршень), иголки, пружинки от ручки, куска трубки от баллона из-под освежителя воздуха, ниппеля. Все склеить.

Для распылителя берутся те же детали, но вместо пружинки, трубки и ниппеля используются передняя часть стержня (с наконечником) и шланг, через который будет подаваться воздух. Все это также следует прочно соединить.

Другой вариант – сделать с помощью трубки из винила и компрессора:

  1. Обрезать трубку и надеть ее на шприц близко к его основанию, оставить место для нажатия клапана баллона.
  2. Набрать краску и присоединить обрезанную трубку к баллону, который будет использоваться как пульверизатор.

Чтобы не испачкаться, следует надевать перчатки.

Дополнительная деталь

Полезным дополнением для аэрографа всегда является подставка. Ее тоже можно сделать в домашних условиях.

В качестве подставки хорошо использовать обычный канцелярский зажим. Всегда есть возможность ее доработать или сделать новую самостоятельно.

Существуют разные варианты доработки. Например, к зажиму присоединить алюминиевую проволоку, пружины и пробки от медицинских флаконов.

Проволока должна быть толстой и прочной, так как из нее делается ось устройства, которая фиксируется гайкой, сверху к ней крепится специальное коромысло для аэрографа, в местах контакта с ним приделаны трубки от капельницы. Это достаточно прочное устройство, которое надежно держит даже крупный аппарат.

Один из самых доступных вариантов изготовления подставки с нуля:

  • взять кронштейны от старой мясорубки;
  • просверлить в них дырки (2);
  • согнуть вязальные спицы или от велосипедных колес (важно, чтобы на концах была резьба);
  • закрутить гайки до конца каждой резьбы и запаять;
  • вставить спицы в просверленные отверстия и прикрутить их гайками, прикрутить подставку к столу.

Есть возможность использовать в качестве основного материала вагонку:

  • отпилить кусок (длина около 17 см);
  • распилить вдоль;
  • сделать отверстия для болтов и гаек;
  • натянуть проволоку, зажать кусочками рейки;
  • чтобы она не царапала аэрограф, загрунтовать и натянуть шланг от капельницы.

Самостоятельно сделанная или покупная подставка должна соответствовать определенным требованиям:

  • прочно прикрепляться к столу;
  • устанавливаться просто и быстро, не отнимать время от самого процесса окрашивания;
  • быть невысокой, чтобы можно было добавлять краску в любой момент;
  • аэрограф должен легко в нее устанавливаться и так же извлекаться, чтобы эти действия в итоге стали автоматическими.

Самодельный аэрограф на практике оказывается ничуть не хуже купленного в магазине. К тому же почти не нужно тратиться на материалы, и получается практически полная экономия средств.

Источник: https://kraska.guru/instrumenty/elektro/aerograf-svoimi-rukami.html

Компрессор для аэрографа своими руками из подручных материалов

В прошлый раз мы рисовали аэрографию (на 2110) – питая аэрограф от покрасочного компрессора, но это не удобно, по многим причинам:

-покрасочный компрессор не имеет управляющего реле (пишу про тот что у меня), а при избыточном давлении в ресивере – сбрасывает его через клапан.

При покраске машин – это нормально, так как расход воздуха у краскопульта достаточно большой, а время на нанесения слоя краски – да же целого автомобиля – вопрос 20-30 минут.

С аэрографией – все иначе – расход воздуха ничтожен, давление покрасочного компрессора для него да же избыточное, а счет времени идет на дни.

В принципе, так как ресивер у нас не один, мы просто выключали компрессор и работали с них (минут 15-20), как только давление падало – мы его включали вновь (на 2-3 минуты), но это то же неудобно – так как давление постоянно менялось.

Можно конечно поставить регулятор давления, но координально он ситуацию не спасет. Да и глупо ради аэрографа – включать мощный, прожорливый и шумный компрессор,  так как покрасочный компрессор огромен и питается на 380. Нет возможности перенести его и рисовать. Например, дома – в мастерской, а не в гараже, а зимой топить гараж ради того, что бы вечерком пару часиков порисовать – то же не практично.

Сначала думал купить специальный компрессоры. Но все дешевые компрессоры – откровенный хлам. Там нет, ни регулятора давления, ни ресивера, ни да же манометра– не представляю, кто их вообще покупает.

Профессиональные стоят как пол моей Камрюхи и да же больше, есть конечно золотая середина, но пока да же не определился, что именно брать и решил пойти на авантюру и сделать сам, причем без вложений из подручных средств.

В принципе – ни чего сложного тут нет, нужно только раздобыть

  • компрессор и электро мотор (лучше вместе). Тут я решил в качестве эксперимента попробовать компрессором для накачки шин. Тут уже и компрессор и электро двигатель и манометр.
  • ресивер – это вообще самое простое – можно использовать что угодно: я рассматривал: пневмо баллон от грузовика или легковушки, баллон от газа для заправки авокондиционеров или баллон от станции водоснабжения. Остановился на последней – причина выбора ниже.
  • регулятор давления – у меня был в наличии, в принципе можно было и купить.
  • аэрогроф со шлангом. Аэрогроф был, шланг использовал от омывателей лобового стекла ВАЗ.
  • ну, и куча всяких гаек, штуцеров и переходников.

Компрессор для накачки шин – был выбран как наиболее доступный, в принципе после испытаний – станет ясно насколько он удобен.

Ресивер – в виде баллона от станции водоснабжения – был выбран из-за удобства и размеров, он в меру большой, имеет «ноги» и верхнюю площадку для установки насоса (а в случае использования электро двигателя на 12 В – так же там можно разместить преобразователь напряжения), а так же у него уже есть разъем с автомобильным ниппелем.

Но так как все бралось из-того, что есть, он оказался ржавый и как потом оказалось еще и дырявый в месте приварки фланца.

Так же не оказалось крышки от этого баллона. Её было решено изготовить из листа толстого металла.

На сверлильном станке – были сделаны необходимые отверстия.
Потом нашел подходящий штуцер для приварачивания регулятора давления, для её крепежа – использовал гайку от бытовой газовой трубы, для крепления штуцера, не смог найти переходник и использовал штуцер от краскопульта.

Так как место прикручивания крышки имело микро трещины, после установки пластины – было решено проклеить это место полиэфирной смолой. Намазали, проклеили салфетками, опять намазали и опять проклеили. Салфетки – исключительно для того, что бы не растекалось – пока сохнет.

Далее – оставил все это сохнуть на сутки.

Через сутки – проверяю на герметичность – всё отлично – больше ни каких микро трещин.

Потом подобрал пару проводов,

подсоединил насос к реле и прикрутил реле к ресиверу.

Подсоединил насос, одел шланг аэрографа – подключаю к АКБ (для проверки).

Включаю насос – качает. Беру отвертку и регулирую регулятор давления. Насос накачивает давление и отключается, сбрасываю давление аэрографом – опять включился, жду – набирает и отключается.

Беру аэрограф и стравливаю давление на элемент кузова,

что бы понять есть ли в воздухе компрессора конденсат, масло и т.д. — не оказалось. Позже повторил этот же эксперимент на «зеркале воды» — тот же отличный результат. Позже будут установлены фильтра – на всякий случай.

После чего развожу немного черной краски и проверяю эффективность, хорошо, но давления маловато.

С помощью регулятора поднимаю давление – стало лучше. Несколько пробных попыток – и становиться ясно, что давление в пределах от 2,0 до 2.2 атм – необходимое и достаточное. Именно этот диапазон отлично позволяет держать данный ресивер, но если на постоянную стравливать воздух через полностью открытый аэрограф – воздуха уже не хватает.

С одной стороны – постоянно открытый аэрограф – это нонсенс, с другой должен быть запас, к тому же при нанесении фона рисунка (об этом скоро будет в БЖ Камри) – аэрограф работает именно в таком режиме.

В принципе, ради такого случая можно его подключить и к покрасочному компрессору или, например, выполнить работу в два-три этапа с перерывами, но как профессиональный изобретатель хотелось сделать компрессор с запасом мощности.

В итоге пришёл к интересному решению…

Многие могут сказать, что умное решение в данном случае — купить более мощный компрессор – но во-первых: это затратно – а весь азарт в том, что бы собрать с минимумом затрат; а во – вторых – данные компрессоры сильно греются, если работают на постоянную, а при выдаваемом ими объеме нагоняет обратно давление около минуты, а выключается он всего на 20-30 секунд, а этого не достаточно, что бы он остывал. С более мощным компрессором скорее всего ситуация изменилась бы в лучшую сторону – но скорее всего не на много. Поэтому я пошёл другим путем.

Для начала разобрал этот китайский чудо компрессор и смазал специальной смазкой все резиновые изделия в поршневой камере, которые перепускают воздух – производительность заметно увеличилась, а греться он стал немного поменьше. Но этого мало и я взял еще один бюджетный компрессор из багажника своей машины и с помощью самодельного тройника на основе тройника от омывателя лобового стекла ВАЗ и подключил его в магистраль, ну и соответственно питание к управляющему реле.

Проверяю – изумительно. Время набора воздуха в ресивер возросло в два раза, время набора давления в моменты срабатывания реле – уменьшилось с минуты до 20 секунд (сказался еще перебранный компрессор), а время простоя стало больше времени работы – соответственно поршневая камера компрессоров успевает остывать.

Ну и главная проверка – включаю компрессор – набираю 2.2 атм., реле отключает питание, открываю на всю воздух на аэрографе – по достижению отметки в 2 атм. (приблизительно, так как замеры проводил по манометрам насосов – а они не сильно точные) срабатывает реле, компрессоры синхронно начинают качать, но я беспощаден — аэрограф держу открытым на всю.

Проходит чуть меньше минуты (точных замеров пока не проводил) и компрессоры отключаются! Все правильно давление в манометре превысило отметку в 2.0 атм., даже при постоянно открытом аэрографе. Вот это уже достойный результат, – ради которого и стоило ковыряться.

Читайте также:  Виды автомобильных пластиков для производства комплектующих

Кстати за счет управляющего реле, мы даже отказались от регулятора давления на выходе из компрессора, так как падение давления на 0,1 — 0,2 атм. Не чувствуется.

Замечу, что минус этих насосов в том – что они не на 100 % герметичны, вследствие чего часть воздуха с ресивера стравливается через клапан насоса. Это связано с тем, что компрессор не должен держать давление в выключенном состоянии, а подразумевается, что его отключат.

Нужно продумать обратный клапан и будет вообще идеал, но замечу, что на данный момент потери не значительные и компрессоры с лихвой справляются. Забегая вперед скажу – что данный компрессор уже отмолотил целый день работы – без потери трудоспособности (но подробнее об этом в другой раз).

НО окончательную эффективность такой конструкции покажет практика. Думаю, что слабым местом – здесь все-таки будут дешевые автомобильные насосы.

Буду испытывать, потом решать, либо куплю хороший компрессор для колес, либо вовсе найду неплохой на 220 вольт, а может и устроит так, ведь перебрать подобный компрессор не долго, а в случае грандиозной поломки — поменять не дорого и не сложно. В общем, практика и время покажет.

Вывод

Результат есть, желаемые основные показатели достигнуты: производительность, компактность, питание от 12 и 220 вольт, в меру тихий и экономичный (особенно по сравнению с компрессором в несколько киловатт)

Всем удачи и спасибо, за внимание;)

Источник: https://www.drive2.com/b/882282/?page=0

Приспособления для аэрографа

В комплекте к аэрографу, как правило, идёт полутора метровый пневмо-шланг, с ним далеко не всегда удобно работать, его либо не хватает, либо приходиться использовать переходник с тонкого шланга на толстый, что при дальнейшей работе создает дискомфорт и отвлекает от творчества. Покупать шланг к аэрографу длинной четыре метра стоимостью чуть дешевле самого аэрографа (среднего по цене аэрографа) абсурд, непонятно за что платишь, и что там такого, за что отдавать такие деньги!?

Немного поразмышляв, было принято решение воспользоваться шлангом автомобильного стеклоомывателя, тем более, что он в некоторых автозапчастях продаётся по метражу, сколько надо, столько и отрежут. Первый вопрос «- из чего сделать?», был решен. Вторым вопросом возник «– выдержит ли он необходимое давление?».

Провел испытание на прочность. Три часа под давлением в шесть атмосфер. Результат: при осмотре шланга, всё находящегося под давлением, ни каких вздутий или изменений не обнаружено, после чего решил увеличить давление до восьми атмосфер, подождал ещё пять минут, и плавно произвел сброс давления.

Тест пройден!

Теперь самое главное, приступаем к работе!

Берём шланг, идущий в комплекте с аэрографом, и отрезаем от него штуцер.

После чего берём отрезанный элемент и вклеиваем в шланг стеклоомывателя. Один конец нового пневмо-шланга готов. Для изготовления второго конца шланга использовал: один быстросъёмный разъём типа «ПАПА», пневмо-кран и подходящий штуцер по резьбе с одной стороны для крана, и с другой стороны по размеру для шланга. Но в принципе можно было ограничиться штуцером и быстросъёмом.

Пневмо-шланг готов.

Изготовление подставки и держателя для аэрографа

Основной элемент необходимый при изготовлении этого приспособления – магнит от автомобильной антенны, всё остальное можно найти с лёгкостью. Что входит во всё остальное: стальной прут диаметром около трёх миллиметров, всё тот же самый шланг от стеклоомывателя, две шайбы и две гайки М3.

Изготовление

Нарезаем резьбу М3 на стальном прутке, длину резьбы определяем заранее по магниту.  Затем изгибаем прут в зависимости от того, что хотим получить, красим (можно и не красить) и одеваем шланг стеклоомывателя на изогнутыё прут. Чтоб было легче одеть шланг, можно использовать моторное масло, смазав тонким слоем прут или применить аэрозольную силиконовую смазку.

Приспособления готовы.

Один предназначен для использования в качестве подставки-держателя во время работ когда необходимо надёжно поставить аэрограф, а второй используется для замены баночки целиком или долива краски.

Изготовление черпака для долива краски

Для изготовления использовал: емкость, которая будет служить черпаком (в моём случае это ложечка-дозатор от детского питания), гвоздь, электрический зажим типа «крокодил» и опять всё тот же самый шланг от стеклоомывателя.

Тут всё вообще банально просто.

Вот это (по моему мнению) самое необходимое при работе с аэрографом. И без особых капиталовложений!

Если у кого есть еще, какие-либо идеи по данной теме, пишите, будем реализовывать.

Источник: http://automotogarage.ru/equipment/air_tools/handmade_air_accessories/

Как сделать аэрограф в домашних условиях своими руками

instrument.guru > Своими руками > Как сделать аэрограф в домашних условиях своими руками

Аэрографом является маленький ручной пульверизатор, разбрызгивающий лак или краску почти на любой материал. Из-за его небольшого размера, распыление совершается узкой полосой, поэтому им легко производить работу с небольшими деталями. Он обычно свободно продаётся и стоит немного, но зачем тратить деньги, если можно сделать аэрограф своими руками?

Устройство будет работать по принципу воздушного распыления. Воздух, проходя через узкое сопло под очень высоким давлением, образует струю и так разбрызгивает краску.

Состоит он из данных частей:

  1. Резервуара для краски;
  2. конденсатора – ёмкости, предназначенной для скопления газа, требуемого для разбрызгивания;
  3. компрессора – части, которая нагнетает воздух, поступающий в конденсатор;
  4. регулировочного клапана и рычага, функцией которого является ход лака и газа;
  5. дула – регулятора объёма потока лака;
  6. иглы – регулятора её подачи;
  7. газового клапана, который нужен для движения газа в дуло;

Ручное устройство для аэрографии по внешнему виду похоже на шариковую ручку, присоединённую к ёмкости. Механизм у него простой, изготовить его в домашних условиях не составит труда. Самодельный аэрограф может быть с краскопультом и без него. Но все равно будет прекрасно работать.

Когда вы задались идей, как сделать аэрограф своими руками, надо помнить, что модель без краскопульта и быстрее изготовит, но это скажется в дальнейшем на скорости работы и удобстве.

Как собрать аппарат без распылителя

Понадобится:

  1. Пластиковый шприц, из которого требуется удалить иголку и поршень и присоединить его верх на флакон;
  2. Стержень масленой авторучки;
  3. Банка;
  4. Нитка из синтетического материала (капрона);
  5. Проволока
  6. Прочие инструменты и материалы для скрепления.

Изготавливать нужно по следующему алгоритму:

  • Проволку согнуть под прямым углом;
  • Соединить при помощи нитки одну сторону проволоки с иголкой;
  • Клейкой лентой прикрепить другую часть к корпусу возле отверстия для иголки; установить её кончиком в центре сопла (необходимое условие).
  • Для того чтобы использовать такой аэрограф, необходимо разбавить краску, опустить иголку в банку с ней и выдохнуть (лучше с большим усилием).

Аэрограф из шприца готов.

Другой вариант такого устройства (с держателем и без него)

Для его изготовления, необходимо дополнительно взять конусообразную часть пасты обычной ручки и клей.

Изготавливается по следующему алгоритму:

  1. удалить конец иголки, а оставшуюся часть окунуть в клей и опустить в пасту, так, чтобы конец сильно торчал;
  2. пробить в крышке отверстия, чтобы туда проходил газ.

Самодельный аэрограф можно сделать и при помощи одной шариковой ручки, пробки от винной бутылки, маленькой банки или флакона и клея:

  1. очистить пасту от краски;
  2. сделать в пробке два соосных пропила;
  3. отверстие для пасты, которая будет расположена в центре, и еще одно перпендикулярное;
  4. сделать дуло: вставить стержень в одно отверстие, корпус – во второе, в крышке баночки проделать отверстие по диаметру стержня и просунуть деталь в неё;
  5. закрепить клеем.

Для автоматизации, можно подключить к аквариумному компрессору. Но вообще компрессор может быть любым. И от выбора компрессор для аэрографа своими руками будет зависеть его эффективность. Продуктивность с автомобильным компрессором будет выше чем с аквариумным компрессором.

Для повышения удобства работы можно пользоваться держателем.

Изготовление с распылителем

Многие любители делать что-то своими руками, задаются идей, как сделать аэрограф с краскораспылителем, так как он комфортней в работе. Это немного сложнее, но также под силу каждому.

Для этого понадобится:

  1. три масляные и две капиллярные ручки;
  2. грифель;
  3. баллон из-под духов;
  4. проволока;
  5. ниппель;
  6. два болта радиусом полтора миллиметра;
  7. две иголки;
  8. клей.

Изготовление аэрографа такого вида в себя несколько этапов.

Сборка патрона и фиксатора иглы:

  • Из стержня масляной ручки достать поршень, опустить пружину.
  • Проделать отверстие в пасте ручки (капиллярной) и вставить маленький болт под прямым углом.
  • В масляной ручке проделать два отверстия.
  • Согнуть проволоку до конца триггера и установить в корпус.
  • Накалить иголку схожего радиуса и вмонтировать туда же.
  • Четырьмя кусками проволоки (по шесть сантиметров каждый), согнутыми под прямым углом, зафиксировать конструкцию.
  • Вмонтировать корпус с иголкой в краскопульт (длина употребляемого для этого стержня должна быть такой, чтобы он упирался в согнутую проволоку, а пружина была сжата).
  • Скрепить детали

Следующий этап – производство воздушного клапана:

При помощи пустого стерильного медицинского шприца (поршень заранее убрать), иглы, пружинки от ручки, отрезка трубы из флакона от духов ниппеля. Все соединить.

Для аэрографа потребуются те же части, но вместо пружины, трубки и ниппеля используются передняя часть пасты (с наконечником) и трубка от капельницы, через который будет идти газ. Все это также нужно прочно скрепить.

После этого нужно подключить к компрессору или к насосу и можно красить.

Ещё способ – сделать при помощи виниловой трубки компрессора:

Укоротить трубку и наладить её на шприц вблизи его основания, отпустить пространства для нажатия клапана баллона. Набрать лак и прикрепить укорочённую трубку к баллону, который будет применяться в качестве разбрызгивателя.

Дополнительная деталь

Нужным дополнением к аэрографу будет держатель. Его тоже можно сделать в домашних условиях своими руками. В качестве держателя хорошо подойдёт обычный канцелярский зажим. Всегда есть возможность модернизации или переделки самостоятельно.

Существуют разные варианты усовершенствования. Например, к зажиму прикрепить медную проволоку, пружинку и пробки от медицинских флаконов.

Проволока должна быть хорошей и крепкой, так как из неё делается ось устройства, которая фиксируется гайкой. Это очень просто, нужен завить вокруг любого конусообразного предмета и подставка готовою.

Это достаточна прочная конструкция, которая крепко удержит даже самый тяжёлый аппарат.

Один из самых простых способов изготовления держателя с нуля:

  • взять кронштейны от старой мясорубки;
  • сделать в них крупные сквозные отверстия;
  • согнуть тонкую проволоку или мини-прутки;
  • завинтить гайки до окончания каждой резьбы и заварить;
  • вставить проволоку в просверлённые отверстия и прикрутить их гайками, привинтить держатель к рабочей поверхности.

Можно использовать в качестве материала держателя дерево:

  • отрезать кусок (длина примерно двадцать сантиметров);
  • распилить вдоль;
  • просверлить отверстия для болтов и гаек;
  • надеть проволоку, притянуть кусочками рейки; чтобы она не карябала аэрограф, покрасить натянуть шланг от капельницы.

Самодельный или покупной держатель должен отвечать некоторым стандартам:

  1. прочно крепится к рабочей поверхности;
  2. Иметь простое крепление, чтобы быстро приступить к окрашиванию;
  3. иметь возможность без труда пополнять резервуар краской;
  4. Лёгкость в установки аэрографа.

Самодельный аэрограф в работе показывает результаты не ниже чем у заводского, купленного в магазине.

Пара слов о выборе компрессора

Компрессор — это самая важная часть в аэрографе, и к его выбору следует подойти со всей серьёзностью!

Для начала следует определиться, какой мощности потребуется компрессор. Это зависит, для каких ещё целей вам потребуется компрессор. Если компрессор нужен только для аэрографии, следует остановиться на маломощном варианте.

Источник: https://instrument.guru/svoimi-rukami/kak-sdelat-aerograf-v-domashnih-usloviyah.html

Ссылка на основную публикацию