Большая Берта — военное орудие и автомобиль

Большая Берта (Big Bertha), так назвал своё творение Майкл Лидс (Michael Leeds), художник и автомобилестроитель из Калифорнии.

Большая Берта в английском языке – это что-то вроде благозвучного термина, которым называются необычно большие предметы.

Так могут называть, к примеру, как необычно большое орудие, так и огромного персонажа из комиксов.

Bertha впервые появилась в пожарной компании, в штате Огайо в 1942 году. Изначально автомобиль предназначался для перевозки 26 метровой лестницы для спасения людей из высотных зданий при пожарах.
В 1968 году этот автомобиль был списан и попал на автомобильную разборку в Лосанжелесе, ожидая разбора и утилизации.

В 1972 году Берту «спас» Майкл Лидс (Michael Leeds). Майкл в тот момент занимался поиском на свалках и разборках автомобилей различных деталей для создания скульптур. Молодой художник сквозь ржавчину разглядел стильные очертания кузова. Машина была сделана основательно, без какоголибо намёка на экономию материалов.

Решётка радиатора целиком сделана из алюминия. На автомобиле стоял двигатель V12, объёмом 2.5 литра, оснащённый избыточной системой зажигания. На нём было установлено по 2 свечи на цилиндр. В двигатель вмещается около 25 литров масла. Колёса размером 22 дюйма.

Он влюбился в этот автомобиль и захотел восстановить Берту. Так началась долгая история создания Большой Берты. Он перегнал её из Лосанжелеса в СантаКруз в Калифорнии.

В общей сложности Большую Берту переделывали в течение 32 лет. С 1972 по 1990е года Майкл несколько раз продавал автомобиль, но потом снова выкупал. Она перекрашивалась несколько раз в разные цвета.

Одной из специализаций Майкла является изготовление художественных витражей на заказ. Студия художественных стёкол поручила ему создание серии витражных стёкол для новой заправочной станции.

Он отправился к одному коллекционеру старинных автомобилей, чтобы посмотреть на Grand Prix Bentley и SSK supercharged Mercedes 1929 года, изображения которых он намеривался использовать при изготовлении витражей.

Во время осмотра машин, Майкл обратил внимание на стоящий рядом старинный Duesenberg (американский производитель автомобилей класса люкс). Ему понравилась форма кузова этого автомобиля, в особенности суживающаяся задняя часть.

Он решил, что на купленной им бывшей пожарной машине задняя часть должна выглядеть также.
Он со своим другом, бывшим механиком спортивных автомобилей, Энрю Роландом (Andrew Rowland), сфабриковали новую заднюю часть и добавил крылья.

Майкл изучил множество видеоматериала по формовке листового металла. По правилам формовки, он сначала изготовил деревянные шаблоны.

Многие дополнительные детали кузова были сформованы вручную. Некоторые части панелей были взяты с других автомобилей. Задняя часть, к примеру, была изготовлена из переделанного капота от Studebaker’а 1949 года. Она, как и крылья, были сделаны из двух сформованных половинок и сварены вместе.

В итоге кузов получился длиннее.

Панель приборов сделана из американского орехового дерева. Были добавлены подушки безопасности. Машину оборудовали гидроусилителем руля.

Сзади оставили оригинальную подвеску, а спереди установлены регулируемые амортизаторы, изготовленные на заказ. Фары на Большой Берте стоят от Rolls Royce P100 с ксеноновыми лампами от BMW.
В отделке салона были использованы алюминий, кожа и дерево. Сейчас автомобиль оснащён газовым оборудованием для работы на пропане.

На данный момент Майкл Лидс является одним из основателей «Blastolene Brothers», которая занимается восстановлением и переделкой автомобилей и изготовлением хотродов.

Вторым владельцем компании является Рэнди Граб (Randy Grubb), известный автомобилестроитель.

Майкл Лидс также является совладельцем компании «Bonny Doon Art Glass», изготавливающей витражи.

Источник: http://kuzov.info/bolshaya-berta-maykla-lidsa/

«Большая Берта» – убийца фортов

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона двум «Бертам» требовалось, в среднем, 360 снарядов и всего один день времени. После первых боёв в Бельгии союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов»

В последние десятилетия XIX и первые годы XX века в Европе шла гонка вооружений. Она сопровождалась невидимым соперничеством брони и бетона новых крепостей с пробивной способностью снарядов гаубиц и мортир осадной артиллерии.

Промышленники Рурского бассейна, среди которых лидирующее положение занимала династия Круппов, инвестировали значительные средства в разработку сверхмощных артиллерийских систем, призванных уничтожить новейшие укрепления потенциальных противников Германской империи – форты с бетонными стенами толщиной в несколько метров и бронированными башнями. «Подведение итогов» этой гонки вооружений произошло во время Первой мировой войны.

«Толстая Берта» от концерна «Крупп»

Одной из таких разработок стала 420-мм мортира проекта «Модель L/12», изготовленная на заводах Круппа, расположенных в Эссене.

Автором проекта орудия был конструкторский тандем, состоявший из главного конструктора концерна Фрица Раушенбергера и его предшественника на этом посту – конструктора по фамилии Дрегер.

В разговорах между собой инженеры называли проект «Большая Берта» или «Толстая Берта» (нем. «Dicke Bertha») в честь единоличной на тот момент владелицы концерна, внучки и единственной наследницы Альфреда Круппа – Берты Крупп.

Берта Крупп (1886–1957) Источник – business.metropoleruhr.de

Мортира представляла собой логическое развитие 420-мм проекта, носившего название «Модель L/16» или, как её ещё называли разработчики, «проект Гамма».

Читайте также:  Автомобильные грунты: виды, способы нанесения и их применение

Это было уже третье крупнокалиберное осадное орудие, разрабатывавшееся концерном Круппа, поэтому его назвали в честь третьей буквы греческого алфавита.

«Проект Гамма» демонстрировал высокие показатели стрельб, но подготовительные работы и монтаж орудия, необходимые для его подготовки к открытию огня, были очень длительными и дорогостоящими.

Установка «Гаммы» занимала больше недели – на каждой новой артиллерийской позиции требовалось отливать новый бетонный лафет, которому требовалась минимум неделя времени, чтобы застыть. Кроме того, «Гамма» весила 140 тонн, и для её перевозки нужно было задействовать десять железнодорожных вагонов.

420-мм мортира «Большая Берта» (рисунок) Источник – thepostonline.nl

В 1904 году проектные работы были завершены, но доработки и доводка опытного образца продолжались вплоть до 1912 года.

В июле 1912 года, когда после испытаний недостатки «Гаммы» стали понятны командованию имперской армии, оно поставило перед разработчиками задачу создания одного экземпляра похожей артиллерийской системы, но более мобильной, снабжённой колёсным лафетом.

Не дожидаясь окончания разработки (декабрь 1913 года), в феврале 1913 года немецкое командование заказывает второе такое орудие.

В марте 1914 года первую мортиру продемонстрировали кайзеру Вильгельму ІІ. Результаты стрельб полностью удовлетворили заказчиков, и орудие сразу же приняли на вооружение. В июне того же года был готов и второй экземпляр.

Получившаяся артиллерийская система отличалась мобильностью (размещалась на двухколёсном лафете) и весила около 43 тонн. Длина её ствола была на 4 калибра короче «Гаммы» и составляла 12 калибров (отсюда второе название орудия – «Модель L/12») или 5,88 метра. Угол подъёма ствола мортиры достигал 80° и регулировался гидравлическими подъёмниками.

Расчёт «Большой Берты» готовится к стрельбам Источник – maquette-garden.forumactif.com

Орудие имело скользящий клиновый затвор.

Прицельная стрельба могла вестись на дистанциях до 12,5 км, хотя дальность полёта снаряда превышала 14 км.

Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 8 минут, что являлось высоким показателем для таких крупнокалиберных орудий. «Большая Берта» могла вести огонь боеприпасами трёх видов:

  • бетонобойными снарядами, обладавшими способностью разрушать 8-метровые бетонные стены, не армированные металлопрокатом;
  • фугасными снарядами, которые уничтожали всё живое в радиусе 500 метров и оставляли в земле воронки четырёхметровой глубины и радиусом до 12 метров;
  • осколочными снарядами, начинёнными 15 000 металлических остроконечных звезд, которые разлетались на расстояние до 1500 метров.

Вес бетонобойного снаряда мортиры достигал 886 кг, фугасного – 760 кг.

Для того, чтобы колёса орудия не вязли в грунте и грязи разбитых военных дорог, на них крепились специальные пластины, уменьшавшие удельное давление мортиры на единицу площади.

Эта технология изготовления колёс для вездеходной техники носила название Rad-guertel или «пэдрэйл» и являлась прообразом гусениц.

Она была изобретена в 1903 году англичанином Брэхемом Джозефом Диплоком, который первоначально предполагал её использование в сфере сельскохозяйственного машиностроения.

Сзади к станине «Большой Берты» крепился большой тяжёлый якорь-лопата. Перед началом ведения огня расчёт углублял его в грунт подобно воткнутой лопате. Якорь принимал на себя и передавал на грунт нагрузки, возникавшие при чудовищной отдаче орудия, гася её.

Концерн Круппа совместно с концерном Даймлера разработал и специальный тягач для перевозки «Большой Берты», которая при транспортировке должна была разбираться на пять транспортируемых узлов.

Источник: https://warspot.ru/1569-bolshaya-berta-ubiytsa-fortov

 

История орудия Большая Берта 420-мм и его устройство + фото

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона двум «Бертам» требовалось, в среднем, 360 снарядов и всего один день времени. После первых боёв в Бельгии союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов».

В последние десятилетия XIX и первые годы XX века в Европе шла гонка вооружений. Она сопровождалась невидимым соперничеством брони и бетона новых крепостей с пробивной способностью снарядов гаубиц и мортир осадной артиллерии.

Промышленники Рурского бассейна, среди которых лидирующее положение занимала династия Круппов, инвестировали значительные средства в разработку сверхмощных артиллерийских систем, призванных уничтожить новейшие укрепления потенциальных противников Германской империи – форты с бетонными стенами толщиной в несколько метров и бронированными башнями. «Подведение итогов» этой гонки вооружений произошло во время Первой мировой войны.

Один из первых образцов орудия «Большая Берта», готовый к стрельбе

«Толстая Берта» от концерна «Крупп»

Одной из таких разработок стала 420-мм мортира проекта «Модель L/12», изготовленная на заводах Круппа, расположенных в Эссене.

Автором проекта орудия был конструкторский тандем, состоявший из главного конструктора концерна Фрица Раушенбергера и его предшественника на этом посту – конструктора по фамилии Дрегер.

В разговорах между собой инженеры называли проект «Большая Берта» или «Толстая Берта» (нем. «Dicke Bertha») в честь единоличной на тот момент владелицы концерна, внучки и единственной наследницы Альфреда Круппа – Берты Крупп.

Мортира представляла собой логическое развитие 420-мм проекта, носившего название «Модель L/16» или, как её ещё называли разработчики, «проект Гамма». Это было уже третье крупнокалиберное осадное орудие, разрабатывавшееся концерном Круппа, поэтому его назвали в честь третьей буквы греческого алфавита.

«Проект Гамма» демонстрировал высокие показатели стрельб, но подготовительные работы и монтаж орудия, необходимые для его подготовки к открытию огня, были очень длительными и дорогостоящими. Установка «Гаммы» занимала больше недели – на каждой новой артиллерийской позиции требовалось отливать новый бетонный лафет, которому требовалась минимум неделя времени, чтобы застыть.

Читайте также:  Как затонировать машину своими руками?

Кроме того, «Гамма» весила 140 тонн, и для её перевозки нужно было задействовать десять железнодорожных вагонов.

В 1904 году проектные работы были завершены, но доработки и доводка опытного образца продолжались вплоть до 1912 года.

В июле 1912 года, когда после испытаний недостатки «Гаммы» стали понятны командованию имперской армии, оно поставило перед разработчиками задачу создания одного экземпляра похожей артиллерийской системы, но более мобильной, снабжённой колёсным лафетом.

Не дожидаясь окончания разработки (декабрь 1913 года), в феврале 1913 года немецкое командование заказывает второе такое орудие.

В марте 1914 года первую мортиру продемонстрировали кайзеру Вильгельму ІІ. Результаты стрельб полностью удовлетворили заказчиков, и орудие сразу же приняли на вооружение. В июне того же года был готов и второй экземпляр.

Получившаяся артиллерийская система отличалась мобильностью (размещалась на двухколёсном лафете) и весила около 43 тонн. Длина её ствола была на 4 калибра короче «Гаммы» и составляла 12 калибров (отсюда второе название орудия – «Модель L/12») или 5,88 метра. Угол подъёма ствола мортиры достигал 80° и регулировался гидравлическими подъёмниками.

Орудие имело скользящий клиновый затвор. Прицельная стрельба могла вестись на дистанциях до 12,5 км, хотя дальность полёта снаряда превышала 14 км. Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 8 минут, что являлось высоким показателем для таких крупнокалиберных орудий.

«Большая Берта» могла вести огонь боеприпасами трёх видов:

  1. бетонобойными снарядами, обладавшими способностью разрушать 8-метровые бетонные стены, не армированные металлопрокатом;
  2. фугасными снарядами, которые уничтожали всё живое в радиусе 500 метров и оставляли в земле воронки четырёхметровой глубины и радиусом до 12 метров;
  3. осколочными снарядами, начинёнными 15 000 металлических остроконечных звезд, которые разлетались на расстояние до 1500 метров.

Вес бетонобойного снаряда мортиры достигал 886 кг, фугасного – 760 кг.

Для того, чтобы колёса орудия не вязли в грунте и грязи разбитых военных дорог, на них крепились специальные пластины, уменьшавшие удельное давление мортиры на единицу площади.

Эта технология изготовления колёс для вездеходной техники носила название Rad-guertel или «пэдрэйл» и являлась прообразом гусениц.

Она была изобретена в 1903 году англичанином Брэхемом Джозефом Диплоком, который первоначально предполагал её использование в сфере сельскохозяйственного машиностроения.

Сзади к станине «Большой Берты» крепился большой тяжёлый якорь-лопата. Перед началом ведения огня расчёт углублял его в грунт подобно воткнутой лопате. Якорь принимал на себя и передавал на грунт нагрузки, возникавшие при чудовищной отдаче орудия, гася её.

Концерн Круппа совместно с концерном Даймлера разработал и специальный тягач для перевозки «Большой Берты», которая при транспортировке должна была разбираться на пять транспортируемых узлов.

Расчет «Большой Берты» заряжает орудие. Хорошо виден якорь, заглубленный в грунт

Две немецких «девушки» против бельгийских крепостей

К началу Первой мировой войны на вооружении у Германской императорской армии было только две «Большие Берты», которые в конце июля 1914 года были отправлены на границу с Бельгией. Здесь они должны были принять активное участие в штурме бельгийских крепостей Льежа, Намюра и Антверпена, а также северных фортов Франции.

Современная американская пресса в некоторых изданиях ставит под вопрос авторство немецких конструкторов в проектировании «Большой Берты».

Есть мнение, что немецкие конструкторы позаимствовали идею 420-мм мортиры у американского изобретателя Луи Гатмана.

Однако если учесть, что «Большая Берта» была уже четвёртым проектом в эволюции крупнокалиберных осадных артиллерийских систем, которые разрабатывались инженерами Крупповского концерна, подобные заявления теряют свою состоятельность.

Расчёт «Большой Берты» на марше. Тягачи концерна Daimler везут разобранное орудие

Расчет орудия прибыл на место. Хорошо видны колеса лафета, изготовленные по технологии «пэдрэйл»

Смонтирован подъемник и направляющие для колес, лебедкой поднимается часть лафета с накатниками (снизу) и гидравлическими тормозами (сверху)

Сборка продолжается. Лопатообразный якорь еще не смонтирован

Идет монтаж площадки подачи снарядов. Хорошо видна подающая тележка. Ствол уже установлен на лафет

Сборка орудия подходит к завершению

4 августа 1914 года немецкие войска двинулись к бельгийской крепости Льеж. Среди 124 орудий, приданных немецким частям в Бельгии, были и две «Большие Берты».

Начиная с 5 августа они обстреливали форты Льежской крепости, которые к началу Первой мировой войны уже морально устарели.

Несмотря на то, что они строились относительно недавно (в период с 1880 по 1892 год), неармированный бетон их монолитных артиллерийских блоков был недостаточно прочен, чтобы выдержать пробивную и разрушительную мощь бетонобойных снарядов новых немецких артиллерийских систем.

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона, который в типовых бельгийских фортах достигал численности в 1000 человек, двум «Бертам» требовалось в среднем 360 снарядов и всего один день времени. После первых боёв на Западном фронте союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов».

Ошеломляющего успеха «Большие Берты» достигли при штурме бельгийского форта Лонсен, бетонный монолит которого взорвался и развалился на куски после прямого попадания бетонобойного снаряда в его пороховой погреб. После этого сдетонировали снаряды и в некоторых башнях форта.

Бетон, использовавшийся при возведении бельгийских фортов, был низкого качества, не армировался стальным прокатом и закладывался по устаревшей многослойной технологии, где каждый слой имел разный состав и обладал различными физическими качествами.

Читайте также:  Виды автомобильных шпаклевок и их применение

Такой бетон разваливался на куски под воздействием прямых попаданий 420-мм снарядов немецких мортир.

За время боёв в Бельгии «Большая Берта» получила всемирное признание. Двенадцать фортов крепости Льеж были взяты за десять дней во многом благодаря эффективности её огня.

Льеж пал 16 августа 1914 года, затем «Большие Берты» не менее триумфально расправились с фортами Намюра и Антверпена.

Во время боевых действий на территории Франции они внесли значительный вклад в штурм форта в Мобеже и других северных французских фортов.

Опрокинутая броневая башня для двух 120-мм орудий и разрушенный взрывом порохового погреба монолит бельгийского форта Лонсен

Первые неудачи

Однако когда в феврале 1916 года «Берты» столкнулись с более современными укреплениями Вердена, где при возведении казематов использовался монолитный армированный бетон, оказалось, что против железобетона их огонь не столь эффективен.

Как неудачный можно расценивать и опыт применения «Больших Берт» против русской крепости Осовец в Восточной Польше. Сюда немцы привезли четыре «Большие Берты» и 64 крупнокалиберных осадных орудия других систем.

25 февраля 1915 года начался обстрел крепости, который 27 февраля достиг пика интенсивности и продолжался до 3 марта.

За несколько дней непрерывного обстрела по крепости было выпущено до 250 тысяч только тяжёлых снарядов, а всего за время осады – до 400 тысяч.

Снаряды, использовавшиеся немцами при штурме крепости Осовец. Слева направо – 420 мм, 305 мм, 210 мм, 150 мм, 107 мм и 100 мм

По свидетельствам очевидцев, кирпичные постройки крепости разрушались, деревянные конструкции горели, бетонные сооружения давали внутренние отколы в сводах и стенах. Проводная связь была повсеместно прервана, а дороги, окопы, пулемётные гнёзда и блиндажи – перепаханы снарядами. Над крепостью постоянно висели клубы дыма и пыли. Вместе с артиллерией крепость бомбили немецкие аэропланы.

Немецкие артиллеристы расположили осадные орудия вне пределов досягаемости крепостной артиллерии Осовца, которая состояла из морально устаревших 152-мм орудий 1885 года выпуска. В связи с этим они посчитали излишним маскировать свои батареи, в результате чего поплатились за свою легкомысленность и мнимую безнаказанность.

Немцы не знали, что на вооружении крепости состояли также два дальнобойных 152-мм морских орудия системы Канэ, дальности стрельбы которых вполне хватало, чтобы накрыть огнём немецкие батареи.

В результате артиллерийской дуэли русские комендоры повредили и уничтожили 8 немецких орудий, включая две «Большие Берты», потеряв при этом только одну свою пушку. В результате Осовец был оставлен русской армией только 24 августа в связи с общим отступлением русских войск в Польше.

Гарнизон покинул крепость, предварительно уничтожив всё, что невозможно было вывезти или унести на себе. Укрепления крепости также были взорваны русскими сапёрами при отступлении.

Информация об общем количестве построенных «Больших Берт» в различных источниках варьируется от 9 до 12 единиц, а общее количество стволов, произведённых для них, составило от 18 до 20 штук.

Конец «Больших Берт»

Стоит отметить, что стволы «берт» быстро изнашивались, что снижало прицельную дальность их стрельбы с первоначальных 12,5 км до 9 км. Кроме того, были зафиксированы случаи детонации некачественных снарядов в стволах орудий.

Тяжелая картауна или «Модель-Бета-М» (Kartaune Beta-M-Gerät)

На некоторых 420-мм орудиях стволы со временем были заменены на 305-мм (их длину увеличили до 30 калибров) с целью увеличения дальности стрельбы за счёт уменьшения массы снаряда. Такие орудия получили название «Тяжёлая картауна» или «Модель-Бета-М».

За время Первой мировой войны, а также после выполнения немецким правительством условий Версальского договора все «Большие Берты», за исключением двух экземпляров, были уничтожены.

Два орудия достались американцам в виде трофеев и были вывезены в США. Одна мортира выставлялась в Армейском музее артиллерии Соединённых Штатов в Абердине до тех пор, пока в 50-х годах не была отправлена на переплавку.

Судьба же второй «Берты» автору статьи неизвестна.

Тактико-технические характеристики орудия Большая Берта

  • Страна: Германская империя- Принят на вооружение: 1914- На вооружении: Германская империя
  • Войны и конфликты: Первая мировая война
  • Конструктор: Krupp
    Производитель: Krupp
  • Калибр: 420 мм
  • Вес орудия Большая Берта
  • Масса, кг: 47 т
  • Габаритные размеры орудия Большая Берта
  • Длина, мм: 5,88 м

Источник: http://oruzhie.info/artilleriya/221-bolshaya-berta

Ссылка на основную публикацию